Шахматы и стиль

Материал из Dasplus

Шахматы и стиль — зависимость между характером человека и его шахматным стилем.

Стиль (стилево́й), стиль в шахматах (= дасе). Может проявляться по-разному:

Манера игры шахматиста

Стиль в шахматной композиции

Стиль внешнего вида фигур

  • гигантские шахматы (для улицы)
  • классические
  • стаунтоновские фигуры
  • стиль фэнтези и прочие (необычный вид шахматных фигурок: эльфы, гномы, красные-белые, стаканы-рюмки…)
  • тренировочные шахматы
  • турнирные шахматы

Ссылки

Цитаты

  • Важно в литературном… да, впрочем, я думаю, и во всяком таланте, то, что я решился бы назвать — своим голосом. Да, важен свой голос. Важны живые, особенные, «свои собственные» ноты, каких не найдётся в горле у каждого из людей… Для того, чтобы, так сказать, и «эту самую» ноту взять, надо иметь именно такое, особым образом устроенное горло. Это как у птиц… В этом и есть главная отличительная черта живого оригинального таланта художника. /Тургенев И.С./
  • Все мы смотримся в шахматы, как в зеркало, и они показывают нас такими, какими мы есть, а не какими хотим казаться. /Санакоев Г./
  • Все шахматисты стремятся к универсальному стилю, но в плохие дни я играю буквально как обезьяна. /Ян Непомнящий, ответ на вопрос журналиста: "С каким животным вы ассоциируете свой стиль игры?"/
  • Всю жизнь мечтал он об оригинальности сглаженной и приглушённой, внешне неузнаваемой и скрытой под покровом общеупотребительной и привычной формы, всю жизнь стремился к выработке того сдержанного, непритязательного слога, при котором читатель и слушатель овладевают содержанием, сами не замечая, каким способом они его усваивают. Всю жизнь он заботился о незаметном стиле, не привлекающем ничьего внимания, и приходил в ужас от того, как он ещё далек от этого идеала. /Пастернак Б. Доктор Живаго/
  • Высокий стиль газетчика — это пустая болтовня о политике. /Лабрюйер Ж. де/
  • Если ты хорошо играешь в шахматы, это не значит, что ты умный. Это значит, что ты хорошо играешь в шахматы. «Мудрый» играет свою партию, вне зависимости от цвета, формы, и фактуры фигур. Я знаю людей, обладающих огромной силой воли, но не умеющих играть в шахматы./Фишер Р.Дж./
  • Мой минус заключается в том, что я не могу играть в стратегические шахматы. Я атакующий игрок, никогда не думаю о ничьей. /Шахрияр Мамедьяров о своём стиле игры/
  • Мой стиль изменился. Раньше я был очень сильным игроком, а сейчас я начал играть более агрессивно. Больше побед, больше поражений. Раньше меня было трудно победить, теперь я более уязвим. Было бы лучше сохранять баланс. Иногда у меня нет такого контроля над позициями, как раньше. Тогда всё становится диким. /Дин Лижэнь. Ding Liren/
  • Отступление от нормы и есть то, что называют стилем. /Памук О./
  • Постоянная закрытость во время партии накладывает отпечаток на характер. /В. Мишин/
    — Дасург: Скорее, наоборот!
  • Построение дебютного репертуара. Полагаю, тут самое важное — суметь понять самого себя. Ведь определённый стиль, свойственный только вам, закладывается с первых ходов в шахматах, и необходимо, чтобы ваш репертуар идеально ему соответствовал. Сердце кровью обливается наблюдать, как шахматист, впадающий в панику при возникновении малейшей опасности для собственного короля, играет вариант Найдорфа или Французскую защиту — только потому, что это любимые дебюты Каспарова и Морозевича. Примеров тому — сотни и тысячи на каждом опен-турнире. …Шахматист обязан стремиться к созданию своей «собственной» теории, подходящей ему по стилю игры, мировоззрению, характеру. И Боже вас упаси довериться одному из образчиков бесчисленного потока шахматной макулатуры, которая устаревает, не успев попасть в типографию. Куда лучше отталкиваться от собственных выводов, сделанных на тематических партиях в вашей базе. /Ткачёв В./
  • С детства мне в душу запали избранные партии Карпова. Можно сказать, что это была моя первая книга о шахматах. Прочитал её в семь лет. Очень люблю и восхищаюсь игрой Анатолия Евгеньевича. Затем плотно изучал стиль Гарри Каспарова. Великий шахматист. Пожалуй, выделю для себя этих двух гроссмейстеров. /Андрей Есипенко/
  • Стиль писателя должен отражать его дух, но выбор и использование языкового материала — результат упражнений. /Берк Э./
  • Стиль. Слово заимствовано в Петровскую эпоху из французского, где style восходит к латинскому stilus - «палочка для письма»: со временем римляне стали называть «стилем» и слог того, кто пишет. До конца XVIII века в русском языке равно употреблялись формы «стиль» и «штиль». /ВКонтакте. Я люблю русский язык!/
  • Стиль — это одежда наших мыслей, и как бы эти мысли ни были верны, если твой стиль неотёсан, вульгарен и груб, это сослужит им такую же плохую службу и их так же плохо примут, как тебя самого, если, будучи хорошо сложенным, ты начнёшь ходить грязный, оборванный и в лохмотьях. Далеко не каждый человек может судить о содержании, но каждый имеющий слух может в большей или меньшей степени судить о стиле. /Честерфилд Ф.Д.С. Письма к сыну. Максимы. Характеры/
  • Стиль — это от человека. /Бюффон/
  • Стиль — это походка, такая вот собственная литературная походка. В процессе творческой жизни стиль можно отточить, усовершенствовать… Но с ним обычно рождаются. /Дина Рубина/
  • Стиль — это простой способ говорить сложные вещи. /Ж. Кокто/
  • Убедительность — вот альфа и омега стиля. Тот, кому не в чем убеждать, не имеет стиля и никогда его не обретет; тот, кому есть что утверждать, достигнет стилистических высот, соответствующих твёрдости и глубине его убеждений. /Шоу Дж.Б./
  • У Капабланки титул, у Ласкера — результаты, но только у Алехина стиль настоящего чемпиона мира. /Тартаковер С.Г./
  • Хороший стиль даётся одним из двух способов: у писателя есть врождённый талант или он просто готов работать, загоняя себя до смерти, чтобы обрести его. /Харуки Мураками/
  • Человек действует в жизни подобно тому, как двигает фигуры на доске, тут нечего добавить. В каждом ходе видна сущность характера. /Альберт Санчес Пиньоль. В пьянящей тишине/
  • Что же нового дал Ласкер? Каковы особенности его стиля? Ответить на подобные вопросы далеко не просто. При отсутствии всесторонних и глубоких исследований ответы до сих пор остаются лишь частичными, не претендующими на полноту.  Метко было когда-то сказано: «Стиль — это человек». Каков человек, таков и его творческий почерк. Если мы хорошо будем знать Ласкера как человека, мы несколько приблизимся к пониманию его творчества. /Майзелис И. Эммануил Ласкер/
  • Я убеждён, что то, как человек играет в шахматы, всегда отражает индивидуальность игрока. Если что-то определяет его характер, то это также определяет его способ игры. /Владимир Крамник о взаимосвязи характера и стиля игры/

Дасург

  • Для меня имеет значение внешний вид шахматных фигур. Раздражение от всех этих расписных скульптурок и башенок, птичек и животных.
  • Не делить слова на стили. Использовать все, которые смогут обогатить язык. Естественно, без известных крайностей.

Валентина Гунина

  • Мой кумир – Фишер. Партии Таля я тоже очень люблю. Соглашусь с тем, что меня привлекают шахматисты с атакующим стилем игры. Когда ребёнок только начинает играть в шахматы, очень многое зависит от тренера. Как правило, он ставит ученику какие-то свои дебюты, и в дальнейшем игровые предпочтения у детей не меняются. То же самое можно сказать и про меня: очень сложно перестроиться, когда всю жизнь играешь d4. Если же потом «подавать с двух рук», то нужно проделать очень большой объём работы.
  • Мой стиль игры — это полный хаос.

Зайцев Иг.

  • Разница между позиционным и комбинационным образом действия на шахматной доске, по-моему, заключается в следующем. Комбинационный игрок старается придать шахматным фигурам свои собственные устремления и энергию и, отсекая лишнее, действует, словно опытный хирург. Позиционный же игрок выступает для тех же фигур как бы в качестве пастыря, поскольку лишь

способствует правильному развитию и совершенствованию того, что в них уже изначально заложено.

Карлсен М.

  • В целом, я стараюсь создать гармонию на доске. Гармония — это когда фигуры работают вместе, защищают друг друга, и нет фигур, которые расположены неудачно. А если они и расположены неудачно, то это легко можно изменить. Ненавижу ситуации, когда одна из моих фигур расположена плохо, и я не способен улучшить её позицию.
  • Мою игру часто сравнивают с игроками прошлого и настоящего, но сам я затрудняюсь сравнивать себя особым образом с кем-нибудь другим.
  • У меня есть собственное мерило оценки своих партий и своей игры. Иногда я могу быть сильно расстроен, даже после выигрыша, если чувствую, что уровень моей игры был ниже планки, установленной самому себе. Так что давление, которое я испытываю, происходит из моего стремления играть в шахматы хорошо и соответствовать установленным для себя стандартам.

Фабиано Каруана

  • Раньше я просто старался играть поострее, без глубокого проникновения в позицию. Сейчас я действую более сбалансированно, не стремлюсь как можно скорее нырнуть в дикие осложнения, ведь это чревато поражениями от игроков, которым ты просто не должен проигрывать.
  • Я не выделяю гроссмейстеров, которым следую в своей игре. Потому что современные шахматисты многим отличаются от великих игроков прошлого. Но кое-кто считает, что моя игра немного похожа на стиль Михаила Ботвинника. Возможно, это и так, но на сто процентов я с этим не согласен.

Каспаров Г.К.

  • Магнус Карлсен очень талантлив, но его стиль очень отличается от моего. Его стиль — это Капабланка, Смыслов, Карпов. У него настоящий природный талант оценивать позиции.
  • Нельзя стать чемпионом мира, не обладая способностью изменять стиль игры, когда это необходимо. /Шахматы как модель жизни/
  • Я тренировал норвежца [Карлсена] в течение года, в 2009 году. И был уже тогда поражён, насколько точно — на уровне интуиции, без всяких дополнительных просчётов — он способен оценивать позицию на шахматной доске и действовать дальше максимально аккуратно. Мой стиль совершенно другой: он требовал колоссальной концентрации энергии и труда за доской, требовал глубокого просчёта множества вариантов, чтобы найти единственно правильный ход в каждой данной позиции на доске. Карлсен принадлежит к другой чемпионской школе, той, что представляли Хосе Капабланка и Анатолий Карпов: по способности чувствовать гармонию на шахматной доске они напоминают музыкантов-виртуозов с абсолютным слухом.

Компьютерный стиль

  • Сейчас всё подвластно компьютерным программам, а спортсмены подстраиваются под компьютерный стиль. Всё пытаются идти в эту сторону. Есть плюс, что ты можешь заниматься сам, компьютер в этом помогает. Минус в том, что подготовка сильно разрослась. Если раньше шахматисты могли позволить себе гулять перед партиями и отдыхать, сейчас ты вынужден тратить всё своё время на повторение вариантов. В большинстве случаев дебютная подготовка занимает больше времени, чем сама партия. /Гроссмейстер Александра Горячкина о дебютной подготовке/

Отсутствие стиля

  • Мой стиль в том, что у меня нет стиля. /Костнер К./
  • Стиль? У меня нет никакого стиля! /Карпов А.Е./
  • У меня нет любимого режиссёра, так же, как у меня нет любимого цвета или любимого блюда. Мне всё нравится. /Стрип М./

Хикару Накамура

  • Да, я играю очень агрессивно и всегда стремлюсь к победе! Агрессивный дебютный репертуар и желание выиграть — вот менталитет, который мне нравится.
  • Сейчас мы видим в шахматах явную тенденцию к универсализму, если раньше один игрок действовал практически всегда в своём стиле, то сегодня, не меняясь от партии к партии или даже во время игры, нельзя добиться успеха.

Научный стиль

  • Исторически сложившийся немецкий научный стиль.
    из вики: Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: «вследствие того что», «ввиду того что», «в то время как» и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: «во-первых», «наконец», «с другой стороны», указывающие на последовательность изложения. /Тимсн Тимсон/

Паустовский К.Г.

Нужно:
1) писать, читать, жить очень спокойной, продуманной жизнью, не торопиться.
2) Очень доброжелательно относиться к людям, но не пускать их в свою интимную жизнь.
3) Не делать из пустяков трагедий, не скандалить.
4) Жить совершенно свободно, уважать свободу чужих чувств, не судить о людях «из третьих рук» и не приписывать людям из личной неприязни всех смертных грехов.
5) Работать над любимым делом.
6) Не увлекаться модными вещами в литературе и искусстве.
7) Чаще отдыхать, уничтожить в жизни суету. Вот, в общем, всё.

Петросян Т.В.

  • Если считать, что стиль — это человек, каждый играет, как ему положено природой. Мне по натуре свойственна осмотрительность, я вообще не люблю ситуаций, связанных с риском. Но, и в этом-то и заключается парадокс, я никогда не жаловался на комбинационное зрение! Я вообще считаю: в шахматах всё держится на тактике… Если стратегия — это глыба мрамора, то тактика — это резец, которым действует мастер, создавая произведение шахматного искусства. Может быть, именно тактическое мастерство и удерживает меня от многих комбинаций, так как я нахожу за противников возражения.
  • Стиль — это человек. В моём шахматном стиле как в зеркале отразились черты моего характера. Да, мне свойственны осторожность, осмотрительность, которые в молодости перемежались взрывами вспыльчивости.

Чигоринский стиль

Выдающийся русский шахматист XIX века Михаил Чигорин был большим мастером комбинаций.
Однако в наше время его атаки порой кажутся слишком лихими, не всегда подготовленными и оправданными.
У Тиграна Петросяна как-то спросили:
— Как вам удается так легко расправляться со своими противниками?
— Чигоринский стиль моих соперников — залог моих побед, — рассмеялся чемпион мира.
/ВКонтакте. ChessWorldPro Шахматы/

Уэсли Со

  • Недостаток решительности или прямолинейности — одна из моих слабостей. Например, если у меня хорошая или выигрышная позиция, вместо того, чтобы нанести нокаутирующий удар, я стараюсь идти более безопасным, но более длинным путём, что иногда даёт моему противнику второй шанс. Некоторые говорят, что это очень культурно. В филиппинской культуре люди никогда не переходят сразу к делу, будь то в разговоре, в действии или в бизнесе. Они будут ходить вокруг да около, чтобы добраться до того, что они хотят сказать.
  • Некоторые игроки очень мотивированы антагонизмом. У меня этого нет. Иногда я чувствую себя плохо, когда побеждаю противника. Я не испытываю того трепета от победы, который испытывал Бобби Фишер, когда говорил, что хочет сокрушить людей. Опять же, это, возможно, культурное явление, но я, вероятно, не так конкурентоспособен, как некоторые другие топ-игроки.
  • Это психологическая игра. Люди нападают на других людей, особенно когда знают, что они чувствительны. Например, есть игрок, который не выносит ругани, и были другие игроки, которые подходили к нему и шептали проклятия ему на ухо, когда он шел к доске, просто чтобы расстроить и встряхнуть его.
  • Я играю лучше всего, когда очень счастлив. Времена, когда я несчастлив, вы можете увидеть по моей игре. Мне нравится ладить со всеми. Я не чувствую глубоко укоренившегося гнева или враждебности, которые заставляют некоторых игроков становиться лучше.

Универсальный стиль игры

Универсальный стиль игры — именно такая манера, без которой в современных шахматах не добиться успеха.
-
Понятие универсального стиля
Универсальный стиль игры представляет собой сочетание атакующего и позиционного стиля, умение подстраиваться под характер текущей позиции на основе её оценки, одинаково хорошо вести атаку и защищаться, играть просто и маневрировать.
-
Современный стиль
Современным супергроссмейстерам просто необходимо быть универсалами: поскольку одну из главных ролей в подготовке сегодня играют компьютеры, шахматисты должны быть готовы к любому характеру борьбы, особенно если соперник применил новинку. Таким образом, все современные ТОП-игроки обладают универсальным стилем игры, хотя некоторые, например, Ян Непомнящий или Хикару Накамура, больше любят атаковать, а для партий Дин Лижэня или Левона Ароняна больше характерны позиционные.
-
Характер позиции
Характер игры современных шахматистов основан на чёткой оценке позиции и её особенностях:
1. Соотношении материала
2. Наличие прямых угроз
3. Позиция королей, их безопасность
4. Контроль над открытыми линиями
5. Пешечная структура, слабые и сильные поля
6. Влияние на центр и владение пространством
7. Развитие и активность фигур, их взаимодействие
Проанализировав эти компоненты, игроки и принимают решение о том, что нужно делать в данный момент: начинать или развивать атаку, либо постараться помешать планам соперника.
-
/ВКонтакте. Шахматы +/ https://vk.com/wall-44741722_253588