Музыка

Материал из Dasplus

Му́зыка /Musiko/

Рувики

https://ru.ruwiki.ru/w/index.php?title=Музыка Музыка. Му́зыка (от др.-греч. μουσική[К 1]) — вид искусства, в котором определённым образом организованные звуки используются для создания некоторого сочетания формы, гармонии, мелодии, ритма или иного выразительного содержания. Точные определения музыки значительно различаются по всему миру, однако она является аспектом всех человеческих обществ — культурной универсалией[1][К 2]. Исследователи признают, что музыка определяется несколькими конкретными элементами (высотой, тембром, продолжительностью, формой и др.), однако единого мнения относительно их определений не существует[4]. Создание музыки обычно подразделяется на музыкальные композицию, импровизацию и исполнение[5], в то время как различные аспекты музыкального искусства рассматриваются в рамках академических дисциплин (например, музыковедения и теории музыки), критики, философии и психологии. Исполнение и импровизация музыки могут осуществляться с использованием широкого спектра инструментов, включая голос.

В некоторых музыкальных направлениях исполнение или сочинение музыки может быть в той или иной степени импровизированным. Так, в рамках хиндустанской классической музыки исполнитель, как правило, играет спонтанно, следуя частично определённой структуре и используя характерные мотивы. В модальном джазе исполнители могут по очереди возглавлять и отвечать, используя при этом меняющийся набор нот. Во фри-джазе может отсутствовать какая-либо структура, при этом каждый исполнитель действует по своему усмотрению. Музыка может быть намеренно написана так, чтобы быть неисполнимой, или скомпонована электронными средствами из различных инструментальных партий. Она исполняется в общественных местах и частных территориях, является предметом таких мероприятий, как фестивали, рок-концерты и выступления оркестров, может выступать музыкальным сопровождением или саундтреком к фильму, телешоу, опере или видеоигре. Воспроизведение музыки — основная функция портативного аудиоплеера и CD-проигрывателя, а также универсальная черта радио и смартфонов.

Зачастую музыка играет ключевую роль в общественных мероприятиях, религиозных ритуалах, обрядах перехода, празднованиях и культурных мероприятиях. Музыкальная индустрия включает авторов песен, исполнителей, звукорежиссёров, продюсеров, организаторов туров, дистрибьюторов музыкальных инструментов, аксессуаров и партитур. Композиции, выступления и музыкальные записи оценивают и анализируют музыкальные критики, музыкальные журналисты и музыковеды, а также любители.

История термина

Греческое слово μουσική представляет собой прилагательное женского рода. Женский род объясняется его согласованием с существительными женского рода др.-греч. τέχνη (ремесло, профессиональная деятельность муз, ср. позднейшее «техника») или греч. ἐπιστήμη (мусическая наука, знание предметов божественной деятельности муз)[6]. Позже прилагательное μουσική субстантивировалось, в Древнем Риме слово musica отмечается и в функции прилагательного (женского рода, например, в словосочетании ars musica) и как существительное (музыка).

В русском литературном языке XIX века закрепилось ударение на первый слог — «му́зыка», хотя у Пушкина и (позже) у кучкистов встречается архаичное ударение на втором слоге — «музы́ка»[7][8].

В древнерусском языке вплоть до XVIII века в таком же значении использовалось слово мусики́я (от греч. μουσική) и дериваты, например, прилагательное «мусикийский», как в труде Николая Дилецкого «Грамматика пения мусикийского». Изредка прилагательное «мусикийский» применяется для стилизации под архаику и в литературных сочинениях XIX века, например, «мусикийские орудия» (то есть музыкальные инструменты) у Н. В. Гоголя в эссе «Жизнь».

Содержание доступно по лицензии (CC BY-SA 4.0)

Ссылки

Цитаты

  • Без музыки жизнь была бы ошибкой. /Ницше Фр./
  • Всё загадочно вокруг нас: и стебелёк травинки, и волосок на голове ребёнка. Но нет ничего таинственнее музыки – с её сущностью и властью, происхождением и развитием, с её инструментами и творениями. /Мария Тибальди Кьеза. Паганини/
  • Всякое художественное произведение есть всегда верное зеркало своего творца, и замаскировать в нём свою натуру ни один не может. /Стасов В.В./
  • — Вы ищете смысл? — Да. — Тогда слушайте музыку, а не песню. /Вавилон-5, сериал/
  • Девчонки ведь чувствуют музыку в тысячу раз сильнее, чем мальчишки. Они готовы расплакаться над каким-нибудь Вагнером, не то что над Чайковским. /Пашнев Эд. Ньютоново яблоко/
  • Для меня музыка абсолютно абстрактна, как математика. Если вы стараетесь слишком много выразить, то это становится банально. В моей голове всегда есть форма произведения и его полное содержание, даже когда я пишу детали. Каждая нота имеет своё место в общем ансамбле. Конечно, если я хочу что-то выразить, то у меня есть титр. Это, например, «Плач по жертвам Хиросимы» или «Польский реквием». Но такое обращение не оказывает влияния на музыку. Я не хочу специально его передать через партитуру. Самой музыки хватает. /К. Пендерецкий/
  • Драматическое искусство — это геометрия, переходящая в музыку. /Флобер Г./
  • Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия!. /Пушкин А.С. Каменный гость/
  • Из всех видов шума музыка — наименее неприятный. /Джонсон С./
  • Моим героем стал Иоганн Себастьян Бах. Благодаря его музыке я стал понимать математику — а через углублённое понимание математики пришло и лучшее понимание Баха: золотое сечение, повышение сложности через повторение простых элементов, присутствие космического в обыденном. /Джеффри Форд. Империя мороженого/
  • Музыка благоустроенной эпохи спокойна и радостна, а правление уравновешенно. Музыка смутного времени беспокойна, мрачна, его правление противоестественно. Музыка государства, пришедшего в упадок, — сентиментальна и уныла, правление его под угрозой. /Гессе о китайской музыке/
  • Музыка, говорил Лейбниц, есть тайное математическое упражнение не умеющей себя вычислить души.
  • Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём душа говорит с душою. /Ауэрбах/
  • Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике. /Лейбниц В./
  • Музыка… есть, собственно, язык настроений, то есть тех состояний нашей души, которые почти невыразимы словом и не поддаются определённому описанию. /Калинников В.С., 1866–1901/
  • Музыкальное образование делает с мозгом то, чего невозможно добиться ничем иным. Музыка является такой же частью нашей когнитивной жизни. Это абсолютно другой тип обработки информации и тренировки мозга. Поэтому походы в филармонию необходимы для развития интеллекта, так же, как и другая обучающая деятельность. Это развитие мозга в другом духе. /Черниговская Т.В./
  • Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. /Сухомлинский B.А./
  • Музыка размягчает всё, что одеревенело в душе и в теле за долгую зиму, и наполняет мои израненные зрачки своим тёплым, давно забытым сиянием. /Харуки Мураками. Страна чудес без тормозов и Конец Света/
  • Музыка — это моральный закон. Она даёт душу вселенной, крылья уму, полёт воображению; музыка придаёт очарование всему бытию. /Платон/
  • Пока пишется музыка, пока есть идеи, пока моё творчество вызывает интерес, эмоции, я буду сочинять музыку. /Игорь Крутой/
  • Ты ведь никогда не расстанешься со своей музыкой… Не важно, что бы ни случилось, потому что всякий раз, когда у тебя случаются неприятности, это единственное место, куда ты можешь убежать и просто перетерпеть. /Август Раш, 2007/
  • Я вульгарный человек. Но моя музыка, будьте уверены, не такая. /Амадей/

Гёте, Иоганн Вольфганг фон

  • Музыка стоит так высоко, что разум не в силах приблизиться к ней, она оказывает действие, подчиняющее себе всё, и никто не в состоянии точно уяснить себе его природу.

Глюк Кр.В.фон

  • Музыка должна играть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок.
  • Прежде чем приступить к работе, я стараюсь забыть, что я музыкант.

Парибок А.

  • Отличительный признак присутствия у человека настоящих, хотя бы пассивных, музыкальных способностей таков: он может и склонен внимать музыке так, что это для него отдельное особое занятие, требующее погружения и бОльшей части внимания. Если таких способностей нет, человек не может для себя отличить режимы фонового звучания и погружения. К погружению не склонен Если он вырос в культурной музыкально среде и ему не совсем медведь на ухо наступил, то он будет слушать в фоне хорошую, сложную музыку, но всё равно останется неспособен к музыкальному созерцанию.
    Неврологически вопрос упирается в мощь соответствующих полей коры головного мозга.
  • Признак абсолютной классики в музыке таков. Любое количество повторений, слушаний и цитат только умеряют, уменьшают впечатление, но не искажают его и не делают произведение неприятным. А после заметного слухового воздержания — вновь такое же мощное воздействие.

Толстая С.А.

  • Два дня живу музыкой. Опять охватило меня это пьянство, и оно меня чарует.
  • Странное влияние музыки, даже когда я сама играю: вдруг начинает мне всё уясняться, находит на меня, тишина счастливая, делается спокойное, ясное отношение ко всем тревогам жизни.

Хворостовский Дм.

Я слышал, как играют западные оркестры — прекрасный качественный звук, комфортно, но нет конфликта, страданий, глубины.
Не от того, что их не чувствует дирижёр или музыканты. Мне кажется, у них нет этого в генах. Это страны непуганых людей: они столетиями живут, не зная, что такое война, разруха и что такое любить человека.
Настоящее искусство — это такое, которое было в блокадном Ленинграде, где люди ходили на филармонические концерты, через боль, голод, потери близких. Они видели в музыке избавление от страданий, как в религии.
В девяностые годы, когда была разруха, люди тоже приходили на концерты классической музыки, как на религиозное действо.

Юрий Ижевчанин

Тон в русском языке служит в основном, чтобы изменить характер предложения (повествовательное, вопросительное, требование, просьба…) либо выделить в нём смысловым ударением какие-то слова. Таким образом, ни слог, ни слово, ни даже само по себе предложение не имеют фиксированной тоновой структуры. Поэтому русский текст легко ложится на музыку, лишь бы совпал его ритм с ритмом музыки. /О структурах стихов/ https://proza.ru/2015/09/16/1850

Фильмы

  • Музыка тишины. it. La musica del silenzio, 2017 / en. The Music of Silence
  • Учитель музыки, 2008

germ

  • Затянувшаяся музыка. And The Band Played On, 1993
  • Звуки музыки. The Sound of Music, 1965