Аналогии по сходству и по контрасту (Бах И.)

Материал из Dasplus

Единство мира баховских образов. Хорал и полифоничность

Вокальное и инструментальное начала в творческом представлении И. С. Баха тесно слиты и почти едины в своих выразительных возможностях. Вся вокальная музыка И.С. Баха (за исключением мотетов и простых строгих хоралов) должна рассматриваться как вокально-инструментальная. В этом выражалось единство образной системы И. С. Баха – для него не существовало водораздела отделяющего «мирское» от «духовного». Обе стороны в его мире жили в нерасторжимом единстве, как во внутренней душевной жизни человека, так и в окружающей его действительности (например, в образе Христа он видел не отвлеченный, а глубоко человечный идеал). Этой особенностью, в дополнение с многозначностью музыки Баха, объясняется множество самозаимствованний в его музыке.

Происходит это следующим образом: берется законченная часть произведения (иногда цельное произведение) и переставляется, немного подправленное, в другое. Заимствования могут быть из светского произведения в духовное, из духовного в духовное, из светского в светское. Бывают переносы части инструментальных циклов в инструментальном же варианте, но в новом контексте. Но более удивительно, если из инструментального сочинения иногда возникает хор или ария в духовной кантате.

Говоря о хорале, следует отметить, что в хоровом искусстве И. С. Баха протестантский хорал сыграл основополагающую роль. Из него так же исходят национальные черты в его творчестве.

Хорал, как духовная песня немецкой протестантской общины, впитав разнородные влияния в течении полутора веков и синтезировав их, основывался на специфике немецкой песни. Хоралу свойственна разделенность его на мелодические фразы, соответствующие отрезкам текста (его строфам), завершающиеся ферматой.

В хорах И. С. Бах использовал хорал конструктивно и семантически: в «натуральном» четырехголосном изложении; как cantus firmus развитой композиции; как сгусток тематизма хоровой фуги. Хорал используется Бахом как одна из главных драматургических единиц в общей драматургии целого. В ней он в основном играет роль объективно-эпического начала.

Говоря о полифоничности И.С. Бах, следует отметить, что композитор полифоничен в самом широком смысле. Он мыслит структурно-полифонически и в форме и в драматургии. В построении формы существенны: повторы на близких и дальних расстояниях, аналогии по сходству и по контрасту, вариантность изложения, радиальная симметрия. Это целая сложная система перекрестных связей, параллелизмов, соответствий, вызывающая многообразный строй ассоциаций. В драматургии полифоничность проявляется в отношении выразительных сил в крупном масштабе. Это проявляется одновременным развертыванием эпической, драматической и лирической линий с их сближениями, перекрещиваниями и расхождениями. В этом моменте полифоничность тесным образом связывается с композиционными особенностями произведений И. С. Баха. Пересечения и сопряжения разных драматических линий создают несколько кульминаций и узлов произведения, что говорит о многоцентренности композиции.

Итак, делая вывод, прежде всего, стоит сказать, что на творчество И. С. Баха оказали влияние исторические события предшествующие его эпохе. Творчество композитора впитало весь опыт предшествующих мастеров немецкой музыки. В его работах четко прослеживаются идеи мученичества и образа Спасителя мира, что позволяет определить основную черту его творчества — «религиозный рационализм». Кроме этого, композитор в своем творчестве соединил сакральный канон и автономную систему музыкальных норм. И.С. Бах обогатил традиционные жанры. Например, полифонию он обогащает тонально-гармоническими факторами, что в свою очередь отразилось и на фактуре хоров. Хорал занимает ведущее место в творчестве И. С. Баха. Основой хоралов стала И. С. Баха обработанная немецкая песня. В текстах композитор заострял внимание на контрастных образах. И драматургию, и форму И. С. Баха можно охарактеризовать, как структурно-полифоническую. Основным принципом драматургии можно определить принцип единовременного контраста. Для композитора стало важным наличие главной, общей художественной задачи в хоровых произведениях. В целом, и вокальное творчество, и инструментальное творчество едины в своих выразительных возможностях.

Источник