Рефлексивная аналитичность

Материал из Dasplus

Рефлексивная аналитичность /[[]]/

Ссылки

Цитаты

  • Аналитичность психастеника рефлексивна. Рефлексия — это способность отстраненно оценивать свои переживания, как бы выходя из себя и наблюдая за собой со стороны. Рефлексивность — свойство абстрактного высокоорганизованного мышления. //

Требования к рефлексивно-аналитической компетентности учителя начальных классов

[Требования к рефлексивно-аналитической компетентности учителя начальных классов с позиций ФГОС - Психологическая наука и образование - 2010. Том. 15, № 4]

Фрагмент статьи <...>

В нашей работе в структуре профессиональной компетенции учителя выделено девять компетенций: методическая, организационная, социальная, коммуникативная, информационная, рефлексивноаналитическая, правовая, результативность, профессиональные знания.

В этой работе внимание уделено только рефлексивно-аналитической компетенции ввиду ее особой важности и специфичности. Рефлексия является важнейшей характеристикой теоретического мышления, формируемого у школьников. Но для того чтобы рефлексивные способности были сформированы у детей, сам учитель должен обладать хотя бы основами рефлексивного анализа.

Под рефлексивно-аналитической компетенцией мы понимаем умение педагога осуществлять аналитическое (логически обоснованное) осмысление своей педагогической деятельности и принимать решения по ее оптимизации.

Для формирования нового педагогического профессионализма учителя должны быть заданы развернутые требования к его профессиональной деятельности, в частности к рефлексивно-аналитическим умениям. На основании анализа нормативных документов нами было определено следующее содержание этой компетенции учителя.

Умеет оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком основной образовательной программы.
Умеет ставить цели на успехи в предметной сфере учащихся.
Умеет ставить цели на достижение учащимися метапредметных результатов.
Умеет адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального, морального, волевого развития ребенка.
Умеет правильно определять причины недостаточно эффективного продвижения ребенком в освоении образовательной программы. (Умеет правильно (адекватно) выделить трудности в освоении учебных предметов, возникающие у каждого ученика.)
Умеет оценивать сформированность у учащихся учебных действий (общеучебных умений).
Умеет анализировать существующие программы, сравнивать их по разным основаниям (целям, используемым средствам и др.).
Умеет выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям.
<...>

Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/psyedu/2010/n4/34129.shtml [Требования к рефлексивно-аналитической компетентности учителя начальных классов с позиций ФГОС - Психологическая наука и образование - 2010. Том. 15, № 4]

https://psyjournals.ru/psyedu/2010/n4/34129.shtml