Ученик и учитель (Гильом из Конша)

Материал из Dasplus

Ученик и учитель

И то, что учителей надо любить, не просто справедливо, а полезно.

«Философия» Гильома Коншского — один из самых красивых латинских научных текстов XII века. Работая над переводом этого свода знаний своей эпохи, медиевист Олег Воскобойников выделил мысли, которые могут быть и сегодня полезны тем кто учится и кто обучает.

XXX. Какого учителя следует искать

55. <…> Для преподавания следует найти такого, кто берётся за дело не ради хвалы или выгоды, но исключительно из любви к мудрости. Ищущий хвалы для себя никогда не захочет, чтобы совершенства достиг и ученик: он просто обойдёт молчанием науку, чтобы в том, что ему самому особенно дорого, никто не сравнялся с ним и не достиг большего. Если же он будет преподавать, гонясь за мирскими благами, ему будет всё равно, что говорить, лишь бы заплатили: безделица часто привлекательнее необходимого.

Если же он возьмётся учить из любви к науке, не станет из зависти скрывать знания, бежать известной ему истины ради денег, если не оставит дела, оказавшись в одиночестве, тогда быть ему зорким и усердным наставником себе и другим.

XXXI Какого ученика

56. Учиться достоин тот, кто не сопротивляется науке, не горд, кто, будучи ничтожеством, не корчит из себя невесть что, кто любит учителя, как отца своего, а то и сильнее. Получая от кого-то самое высокое и достойное, мы должны воздавать ему тем же: от отца мы получаем лишь грубое бытие, от учителя же мудрость, нечто более великое и достойное.

Потому-то и следует любить достойных учителей сильнее, чем родителей. И то, что учителей надо любить, не просто справедливо, а полезно: их мнения и высказывания должна нравиться нам, ведь частенько, если мы кого-то не любим, то будем избегать и то, что в нем есть хорошего, стараясь не подражать тем, кто нам не мил…