Ум полководца (Теплов Б.)
Теплов Б.М. — Ум полководца; Предисл. В.В. Умрихина; Москва, "Педагогика", 1990. 208 с. — ISBN 5-7155-0254-3
Книга известного психолога Бориса Михайловича Теплова (1896-1965) написана в годы Великой отечественной войны и раскрывает общие умственные способности, качества ума и другие индивидуально-психологические различия людей в одной из практических деятельностей — военном деле. Книга написана на большом историческом материале. Даются сведения о личности наиболее выдающихся полководцев, и в первую очередь Суворова и Наполеона.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3 Ум полководца 27 Глава 1 Различие между теоретическим и практическим мышлением 27 Глава 2 Ум и воля 35 Глава 3 Стихия опасности 47 Глава 4 Отличия решений в науке и на войне 59 Глава 5 Анализ обстановки 67 Глава 6 Мужество в решении, мужество разума 82 Глава 7 Проникновение в намерения и замыслы неприятеля 102 Глава 8 Военное планирование 110 Глава 9 Гибкость и упорство в отношении своих планов 119 Глава 10 Управлять — значит предвидеть, источники предвидения 133 Глава 11 Интуиция. Особенности интуиции полководца 147 * интуиция — это быстро сделанный расчёт 157 * неприменимость признаков бессознательность и непроизвольность к интуиции полководца 161 * различие между интуицией полководца и интуицией учёного 163 * чувство местности, карта-передвижение, карта-обозрение 166 * чувство времени, временное воображение 170 * прошлый опыт, подготовка себя, своего ума к интуитивному решению 175 Глава 12 Большой запас знаний, высокая и разносторонняя культура мысли 179 Комментарии 197 Список цитируемой литературы 202 Рекомендуемая литература 205 |
Несколько выдержек из книги:
Превращение сложного в простое…
В основе решения всякой задачи, стоящей перед полководцем, лежит анализ обстановки. Пока не выяснена обстановка, нельзя говорить ни о предвидении, ни о планировании. Сведения об обстановке — это те данные, исходя их которых должна решаться всякая стратегическая, оперативная или тактическая задача. Но можно ли указать другую отрасль человеческой деятельности, где данные, из которых исходит планирующий и принимающий решения ум, были бы так сложны, многообразны и трудно обозримы, как данные об обстановке на войне? (стр. 67) Сведения о противнике, получаемые из самых разнообразных источников и касающиеся самых разных сторон состояния его армии, его действия и намерения, многообразнейшие данные о своих силах, данные о местности, в отношении которой иногда одна малозаметная деталь может иметь решающее значение, — во всем этом и еще во многом другом должен разобраться анализирующий ум полководца, прежде чем принять решение. Крупнейшие полководцы обладали этим качеством в наибольшей степени. В характеристиках полководческого искусства Суворова эта сторона всегда отмечается как одна из важнейших: «Простота суворовских соображений была замечательная, и ей соответствовала простота исполнения». (стр. 69) Итак, для интеллектуальной работы полководца типичны чрезвычайная сложность исходного материала и большая простота и ясность конечного результата. Вначале — анализ сложного материала, в итоге — синтез, дающий простые и определенные положения. Превращение сложного в простое — этой краткой формулой можно обозначить одну из самых важных сторон в работе ума полководца. (стр.71) Успешное разрешение в труднейших условиях войны той задачи, которую я условно назвал превращением сложного в простое, предполагает высокое развитие целого ряда качеств ума. Умение находить и выделять существенное и постоянная систематизация материала — вот важнейшие условия, обеспечивающие то единство анализа и синтеза, то равновесие между этими сторонами мыслительной деятельности, которые отличают работу ума хорошего полководца. (стр.81) |
Сравнения военачальников.
Бывают полководцы с относительно ровной и неизменной умственной работоспособностью; их ум производит впечатление работающего всегда на полной нагрузке. Таковы, например, Пётр Первый или Наполеон, но эта ровность, конечно, — лишь относительная. И у них обострение опасности вызывает повышение умственной деятельности. «Наполеон по мере возрастания опасностей становился всё энергичнее», — замечает Тарле. Другие полководцы характеризуются чертой, которую можно назвать своеобразной экономией психических сил. Они умеют в острые моменты осуществлять максимальную мобилизацию всех своих возможностей, в обычное же время кажутся равнодушными, вялыми и малоактивными. Правда, в это время у них может развёртываться большая подготовительная работа, но она имеет глубоко скрытый, подпочвенный характер. Таков был М.И. Кутузов, в спокойные минуты производивший впечатление ленивого и беззаботного. Состоявший при нём дежурный генерал Маевский писал: «Надо было ещё поймать минуту, чтобы заставить его выслушать себя и кое-что подписать. Так он был тяжёл для слушания дел и подписи своего имени в обыкновенных случаях». Приводя эту цитату, Тарле прибавляет: «Но в том-то и дело, что в необыкновенных случаях Кутузов бывал всегда на своём месте. Суворов нашёл его на своём месте в ночь штурма Измаила; русский народ нашёл его на своём месте, когда наступил необыкновенный случай 1812 года».
О книге
- Мышление военачальника по Б.М. Теплову. Во время Великой отечественной войны Б.М. Теплов написал работу «Ум полководца…» Большинство психологов предпочитают описывать «мышление вообще», а не исследовать подробно ум полководца, инженера или музыканта. Теплов рассказал о том, как думал Наполеон, другой известный наш учёный, Бонифатий Михайлович Кедров, детально исследовал мысли Менделеева в день великого открытия — этим, пожалуй, и исчерпываются конкретные работы о творческом мышлении. — Сапарина Е.В., Ага и его секреты, «Молодая Гвардия», 1967 г., с.101.