Сталин об Иване Грозном

Материал из Dasplus

Сталин об Иване Грозном

Предлагаем вашему вниманию запись беседы советского руководства с Эйзенштейном и Черкасовым-создателями фильма "Иван Грозный". Интересно, что в этой записи Сталин, Молотов и Жданов предстают не только знающими и мудрыми руководителями, но и живыми людьми, которым не чуждо ничто человеческое. Запись беседы с Эйзенштейном и Черкасовым по поводу фильма "Иван Грозный" 26 февраля 1947 года.


Мы были вызваны в Кремль к 11-ти часам вечера.

В 10 часов 50 минут пришли в приемную.Ровно в 11 часов вышел Поскребышев проводить нас в кабинет.
В глубине кабинета – Сталин, Молотов, Жданов. Входим, здороваемся, садимся за стол.
Сталин:Вы писали письмо.Немножко задержался ответ.Встречаемся с запозданием.Думал ответить письменно, но решил, что лучше поговорить.Так как я очень занят, нет времени,–решил, с большим опозданием, встретиться здесь…Получил я ваше письмо в ноябре месяце.
Жданов:Вы еще в Сочи его получили.
Сталин:Да, да. В Сочи.Что вы думаете делать с картиной?
Мы говорим о том, что мы разрезали вторую серию на две части, отчего Ливонский поход не попал в эту картину, и получилась диспропорция между отдельными ее частями, и исправлять картину нужно в том смысле, что сократить часть заснятого материала и доснять, в основном, Ливонский поход.
Сталин:Вы историю изучали?
Эйзенштейн:Более или менее…
Сталин:Более или менее?..Я тоже немножко знаком с историей.У вас неправильно показана опричнина. Опричнина–это королевское войско. В отличие от феодальной армии, которая могла в любой момент сворачивать свои знамена и уходить с войны,–образовалась регулярная армия, прогрессивная армия. У вас опричники показаны, как ку-клус-клан.
Эйзенштейн сказал, что они одеты в белые колпаки, а у нас–в черные.
Молотов:Это принципиальной разницы не составляет.
Сталин:Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения…Царь Иван был великий и мудрый правитель, и если его сравнить с Людовиком XI(вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV?), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе. Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния.В показе Ивана Грозного в таком направлении были допущены отклонения и неправильности.Пётр I–тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну, допустив онемечивание России.Еще больше допустила его Екатерина.И дальше.Разве двор Александра I был русским двором?Разве двор Николая I был русским двором?Нет.Это были немецкие дворы.
Замечательным мероприятием Ивана Грозного было то, что он первый ввел государственную монополию внешней торговли. Иван Грозный был первый, кто ее ввел, Ленин–второй.
Жданов:Эйзенштейновский Иван Грозный получился неврастеником.
Молотов:Вообще сделан упор на психологизм, на чрезмерное подчеркивание внутренних психологических противоречий и личных переживаний.
Сталин:Нужно показывать исторические фигуры правильно по стилю.Так, например, в первой серии не верно, что Иван Грозный так долго целуется с женой. В те времена это не допускалось.
Жданов:Картина сделана в византийском уклоне, и там тоже это не практиковалось.
Молотов:Вторая серия очень зажата сводами, подвалами, нет свежего воздуха, нет шири Москвы, нет показа народа.Можно показывать разговоры, можно показывать репрессии, но не только это.
Сталин:Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким.
Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал…Нужно было быть еще решительнее.
Молотов:Исторические события надо показывать в правильном осмыслении. Вот, например, был случай с пьесой Демьяна Бедного "Богатыри".Демьян Бедный там издевался над крещением Руси, а дело в том, что принятие христианства для своего исторического этапа было явлением прогрессивным.
Сталин:Конечно, мы не очень хорошие христиане, но отрицать прогрессивную роль христианства на определенном этапе нельзя.Это событие имело очень крупное значение, потому что это был поворот русского государства на смыкание с Западом, а не ориентация на Восток.
Об отношении с Востоком Сталин говорит, что, только что освободившись от татарского ига, Иван Грозный торопился объединить Россию с тем, чтобы быть оплотом против возможных набегов татар.Астрахань была покорена, но в любой момент могла напасть на Москву.Крымские татары также могли это сделать.
Сталин:Демьян Бедный представлял себе исторические перспективы неправильно.Когда мы передвигали памятник Минину и Пожарскому ближе к храму Василия Блаженного, Демьян Бедный протестовал и писал о том, что памятник надо вообще выбросить и вообще надо забыть о Минине и Пожарском. В ответ на это письмо я назвал его "Иваном, не помнящим своего родства". Историю мы выбрасывать не можем…Дальше Сталин делает ряд замечаний по поводу трактовки образа Ивана Грозного и говорит о том, что Малюта Скуратов был крупным военачальником и героически погиб в войну с Ливонией.
Черкасов в ответ на то, что критика помогает и что Пудовкин после критики сделал хороший фильм "Адмирал Нахимов", сказал:"Мы уверены в том, что мы сделаем не хуже, ибо я работаю над образом Ивана Грозного не только в кино, но и в театре, полюбил этот образ и считаю, что наша переделка сценария может оказаться правильной и правдивой".
На что Сталин ответил(обращаясь к Молотову и Жданову):"Ну что ж, попробуем".
Черкасов:Я уверен в том, что переделка удастся.
Сталин:Дай вам бог, каждый день–новый год.(Смеётся.)
Эйзенштейн:Мы говорим, что в первой серии удался ряд моментов, и это нам дает уверенность в том, что мы сделаем и вторую серию.
Сталин:Что удалось и хорошо, мы сейчас не говорим, мы говорим сейчас только о недостатках.
Эйзенштейн спрашивает о том, что не будет ли еще каких-либо специальных указаний в отношении картины.
Сталин:Я даю вам не указания, а высказываю замечания зрителя.Нужно исторические образы правдиво отображать. Ну, что нам показали Глинку?Какой это Глинка?Это же–Максим, а не Глинка. Артист Чирков не может перевоплощаться, а для актера самое главное качество–уметь перевоплощаться(Обращаясь к Черкасову)Вот вы перевоплощаться умеете.
На что Жданов говорит, что Черкасову не повезло с Иваном Грозным.Тут была еще паника с "Весной", и он стал играть дворников–в картине "Во имя жизни" он играет дворника.
Черкасов говорит, что он играл большинство царей и играл даже Петра Первого и Алексея.
Жданов:По наследственной линии.По наследственной переходили…
Сталин:Нужно правильно и сильно показывать исторические фигуры.(К Эйзенштейну) Вот, Александра Невского–Вы компоновали?Прекрасно получилось.Самое важное–соблюдать стиль исторической эпохи. Режиссер может отступать от истории; неправильно, если он будет просто списывать детали из исторического материала, он должен работать своим воображением, но–оставаться в пределах стиля.Режиссер может варьировать в пределах стиля исторической эпохи.
Жданов говорит, что Эйзенштейн увлекается тенями (что отвлекает зрителя от действия) и бородой Грозного, что Грозный слишком часто поднимает голову, чтобы было видно его бороду.
Эйзенштейн обещает в будущем бороду Грозного укоротить.
Сталин(вспоминая отдельных исполнителей первой серии "Ивана Грозного") Курбский–великолепен.Очень хорош Старицкий (артист Кадочников).Он очень хорошо ловит мух. Тоже: будущий царь, а ловит руками мух!Такие детали нужно давать. Они вскрывают сущность человека.
…Разговор переходит на обстановку в Чехословакии в связи с поездкой Черкасова на съемки и участием его в советском кинофестивале. Черкасов рассказывает о популярности Советской страны в Чехословакии.Разговор идет о разрушениях, которые причинили американцы чехословацким городам.
Сталин. В наши задачи входило раньше американцев вступить в Прагу. Американцы очень торопились, но благодаря рейду Конева удалось обогнать их и попасть раньше, перед самым падением Праги. Американцы бомбили чехословацкую промышленность. Этой линии американцы держались везде в Европе. Для них было важно уничтожить конкурирующую с ними промышленность. Бомбили они со вкусом!
Черкасов рассказывает об альбоме с фотографиями Франко и Геббельса, который был на вилле у посла Зорина.
Сталин: Хорошо, что мы с этими сволочами покончили, и если бы эти мерзавцы победили, то страшно подумать, что бы было.
Черкасов рассказывает о выпуске советской школы советской колонии в Праге. Рассказывает о детях эмигрантов, которые там учатся. Очень жалко детей, которые считают своей родиной Россию, считают ее своим домом, но родились там и в России никогда не были.
Сталин: Жалко детей, ибо они ни в чем не виноваты.
Молотов: Мы сейчас даем широкую возможность возвращения детей в Россию.
Сталин указывает Черкасову, что он умеет перевоплощаться и что, пожалуй, у нас еще умел перевоплощаться артист Хмелев.
Черкасов сказал, что он многому научился, работая статистом в Мариинском театре в Ленинграде в то время, когда там играл и выступал Шаляпин – великий мастер перевоплощения.
Сталин:Это был великий актер.
Жданов задал вопрос: как снимается "Весна"?
Черкасов:Скоро заканчиваем. К весне–"Весну" выпустим.
Жданов говорит, что ему материал "Весны" очень понравился. Очень хорошо играет артистка Орлова.
Черкасов:Очень хорошо играет артист Плятт.
Жданов:А как играет Раневская! (И замахал руками.)
Черкасов:Я себе позволил первый раз в жизни выступить в картине без бороды, без усов, без мантии, без грима.Играя режиссера, я немножко стыжусь своего вида, и мне хочется укрыться моим характером.Роль–очень ответственная, так как я должен показать советского режиссера, и все наши режиссеры волнуются: как будет показан советский режиссер?
Молотов:И вот тут Черкасов сведет счеты со всеми режиссерами!
Когда картина "Весна" подвергалась большим сомнениям, Черкасов, прочитав в газете "Советское искусство" редакционную статью по поводу "Весны", решил, что картина уже запрещена. И тогда Жданов сказал: Черкасов видит, что подготовка "Весны" погибла, и начал браться играть дворников! Затем Жданов неодобрительно говорит о критическом шуме, который поднят вокруг "Весны".
Сталин интересуется, как играет артистка Орлова. Он одобрительно отзывается о ней как об актрисе.
Черкасов говорит, что это – актриса большой работоспособности и таланта.
Жданов: Орлова играет хорошо.
И все вспоминают "Волгу-Волгу" и роль почтальона Стрелки в исполнении Орловой.
Черкасов: Вы смотрели "Во имя жизни"?
Сталин: Нет, не смотрел, но мы имеем хороший отзыв от Климента Ефремовича. Ворошилову картина понравилась.
Ну, что же, тогда, значит, вопрос решен. Как вы считаете, товарищи (обращается к Молотову и Жданову),–дать возможность доделать фильм товарищам Черкасову и Эйзенштейну?–и добавляет: передайте об этом товарищу Большакову.
Черкасов спрашивает о некоторых частностях картины и о внешнем облике Ивана Грозного.
Сталин:Облик правильный, его менять не нужно. Хороший внешний облик Ивана Грозного.
Черкасов:Сцену убийства Старицкого можно оставить в сценарии?
Сталин:Можно оставить. Убийства бывали.
Черкасов:У нас есть в сценарии сцена, где Малюта Скуратов душит митрополита Филиппа.
Жданов:Это было в Тверском Отроч-монастыре?
Черкасов:Да. Нужно ли оставить эту сцену?
Сталин сказал, что эту сцену оставить нужно, что это будет исторически правильно.
Молотов говорит, что репрессии вообще показывать можно и нужно, но надо показать, почему они делались, во имя чего. Для этого нужно шире показать государственную деятельность, не замыкаться только сценами в подвалах и закрытых помещениях, а показать широкую государственную деятельность.
Черкасов высказывает свои соображения по поводу будущего переделанного сценария, будущей второй серии.
Сталин:На чем будет кончаться картина? Как лучше сделать еще две картины, то есть 2-ю и 3-ю серии? Как мы это думаем вообще сделать?
Эйзенштейн говорит, что лучше соединить снятый материал второй серии с тем, что осталось в сценарии,–в одну большую картину. Все с этим соглашаются.
Сталин:Чем будет у нас кончаться фильм?
Черкасов говорит, что фильм будет кончаться разгромом Ливонии, трагической смертью Малюты Скуратова, походом к морю, где Иван Грозный стоит у моря в окружении войска и говорит:"На морях стоим и стоять будем!"
Сталин:Так оно и получилось, и даже немножко больше.
Черкасов спрашивает, что нужно ли наметку будущего сценария фильма показывать для утверждения Политбюро?
Сталин:Сценарий представлять не нужно, разберитесь сами. Вообще по сценарию судить трудно, легче говорить о готовом произведении.(К Молотову)Вы, вероятно, очень хотите прочесть сценарий?
Молотов:Нет, я работаю несколько по другой специальности.Пускай читает Большаков.
Эйзенштейн говорит о том, что было бы хорошо, если бы с постановкой этой картины не торопили.
Это замечание находит оживленный отклик у всех.
Сталин:Ни в каком случае не торопитесь, и вообще поспешные картины будем закрывать и не выпускать. Репин работал над "Запорожцами" 11 лет.
Молотов:13 лет.
Сталин (настойчиво):11 лет.
Все приходят к заключению, что только длительной работой можно действительно выполнить хорошие картины.
По поводу фильма "Иван Грозный" Сталин говорил, что если нужно полтора-два года, даже три года для постановки фильма, то делайте в такой срок, но чтобы картина была сделана хорошо, чтобы она была сделана "скульптурно". Вообще мы сейчас должны поднимать качество. Пусть будет меньше картин, но более высокого качества. Зритель наш вырос, и мы должны показывать ему хорошую продукцию.
Говорили, что Целиковская хороша в других ролях. Она хорошо играет, но она балерина.
Мы отвечаем, что в Алма-Ату нельзя было вызвать другую артистку.
Сталин говорит, что режиссер должен быть непреклонный и требовать то, что ему нужно, а наши режиссеры слишком легко уступают в своих требованиях.Иногда бывает, что нужен большой актер, но играет не подходящий на ту или иную роль, потому что он требует и ему дают эту роль играть, а режиссер соглашается.
Эйзенштейн:Артистку Гошеву не могли отпустить из Художественного театра в Алма-Ату для съемок.Анастасию мы искали два года.
Сталин:Артист Жаров неправильно, несерьезно отнесся к своей роли в фильме "Иван Грозный".Это несерьезный военачальник.
Жданов:Это не Малюта Скуратов, а какой-то "шапокляк"!
Сталин:Иван Грозный был более национальным царем, более предусмотрительным, он не впускал иностранное влияние в Россию, а вот Пётр–открыл ворота в Европу и напустил слишком много иностранцев.
Черкасов говорит о том, что, к сожалению, и к своему стыду он не видел второй серии картины "Иван Грозный". Когда картина была смонтирована и показана, он в то время находился в Ленинграде.
Эйзенштейн добавляет, что он тоже в окончательном виде картину не видел, так как сразу после ее окончания заболел.
Это вызывает большое удивление и оживление.
Разговор кончается тем, что Сталин желает успеха и говорит:"Помогай бог!"
Пожимаем друг другу руки и уходим.В 0.10 минут беседа заканчивается.
Добавление к записи Б.Н.Агапова,сделанное С.М.Эйзенштейном и Н.К. Черкасовым:
Жданов сказал еще, что "в фильме имеется слишком большое злоупотребление религиозными обрядами".
Молотов сказал, что это "дает налет мистики, которую не нужно так сильно подчеркивать".
Жданов говорит, что "сцена в соборе, где происходит "пещное действо", слишком широко показана и отвлекает внимание".
Сталин говорит, что опричники во время пляски похожи на каннибалов и напоминают каких-то финикийцев и каких-то вавилонцев.
Когда Черкасов говорил, что он уже давно работает над образом Ивана Грозного и в кино и театре, Жданов сказал:"Шестой уж год я царствую спокойно".
Прощаясь, Сталин поинтересовался здоровьем Эйзенштейна.



/Записано Агаповым со слов Эйзенштейна и Черкасова/