Рокировка (франц. roquer — рокировать, roc — шахматная ладья, от перс, рох — боевой слон) — одновременное (в один ход) перемещение (перестановка) короля и ладьи, которое может быть осуществлено в течение партии каждой из сторон 1 раз. Проводится путём передвижения короля на 2 поля по направлению к ладье, которая затем переносится через короля и ставится на соседнее с ним поле.
- Рокировка в сторону королевского фланга называется короткой (условное обозначение 0—0);
- в сторону ферзевого фланга — длинной (0—0—0).
Рокировка невозможна, если:
- король или ладья уже совершали ходы в партии;
- между рокирующимися королём и ладьёй находятся другие фигуры;
- король находится под шахом;
- король в результате рокировки попадает под шах;
- поле, которое проходит король, атаковано фигурой соперника.
Рокировка играет важную роль в шахматной стратегии и тактике: укрепляет безопасность позиции короля, служит средством мобилизации сил. Играющие стороны стремятся, как правило, лишать друг друга рокировки, а затем начать атаку на застрявшего в центре короля соперника.
В шахматной композиции рокировка разрешена на любом ходу решения, если невозможно доказать, что рокирующиеся король и ладья уже «ходили». Служит одной из тем аналитических задач.
/Шахматы: Энциклопедический словарь. Гл. ред. А.Е. Карпов/
Виды рокировок
|
- Archchess: Castling: Castling is allowed if neither piece has moved previously. The King always slides 3 squares when castling to either side. The King may not castle into or through Check, but there is no prohibition against castling out of Check.
- В Италии долгое время бытовала так называемая свободная рокировка, при которой король и ладья могли по выбору играющего занимать различные положения. К середине 19 в. (в Италии к конце 19 в.) свободная рокировка уступила место современному варианту. /Шахматы: Энциклопедический словарь. Гл. ред. А.Е. Карпов/
- Рокировка в дасе: Проводится путём передвижения короля на 3 поля по направлению к ладье, которая затем переносится через короля и ставится на соседнее с ним поле. (всё остальное как в шахматах)
- Стоклеточные шахматы с лучником: 8. Рокировка. Возможности рокировки расширяются. Теперь при рокировке Король двигается не на две, а на любое по выбору ненулевое количество клеток по своей первой горизонтали. Остальные принципы рокировки сохраняются. А именно. Рокировка делается только один раз за партию. Если Король или Ладья уже перемещались, рокировка для них запрещена. Если между Ладьей и Королем находятся другие фигуры, то рокировка исключена. При рокировке Король перемещается вправо или влево в сторону рокируемой Ладьи. Ладья, в сторону которой Король перемещается, и с которой рокируется Король, должна перепрыгнуть Короля и оказаться с другой стороны от Короля, бок о бок с ним. Легко понять, что, если Король рокируется в самый-самый угол доски, то Ладья просто остается на своем месте. Нельзя перепрыгивать Королем через другие фигуры, кроме рокируемой Ладьи. При рокировке Король не может пройти через битое поле.
- Шахматы Фишера: Всего возможны 84 рокировки (42 — для белых и 42 — для чёрных фигур)(!0 <…> В результате короткой рокировки король всегда ставится на вертикаль g, рокируемая ладья — на вертикаль f. В результате длинной рокировки король всегда ставится на вертикаль c, рокируемая ладья — на вертикаль d. Таким образом, независимо от начального положения, после рокировки король и ладья оказываются на тех же местах, где они оказались бы после рокировки в классических шахматах. <…> См. подробности на соответствующей странице.
|