Ретроактивный континуитет

Материал из Dasplus

Ретроактивный континуитет /[[]]/

Рувики

https://ru.ruwiki.ru/w/index.php?title=Ретроактивный_континуитет Ретроактивный континуитет. Ретроактивный континуитет, или, сокращённо, реткон (англ. retroactive continuity, retcon), — это литературный приём, при котором установленные в произведении факты изменяются, замалчиваются или опровергаются последующими опубликованными работами, которые, по идее, должны сохранять преемственность (англ. continuity) с прежними произведениями.[1]

Обзор

Существуют различные причины применения реткона, в том числе:

  • создание предпосылок, необходимых для создания сиквелов или производных работ, создание которых, в противном случае, было бы невозможно;
  • исправление ошибок и преодоление трудностей, выявленных в предыдущей работе после её публикации;
  • изменение интерпретации предыдущей работы;
  • приведение к соответствию с действительностью в случае, если была доказана невозможность того, что ранее считалось возможным, или прогнозы о будущем оказались ошибочными[Note 1].
Ретконы используются авторами для обеспечения свободы самовыражения. Авторы считают, что вносимые в сюжет изменения не значимы для аудитории по сравнению с возможностью узнать новую историю. Например, если после публикации истории, в которой один из персонажей погиб, сообщить, например, о том, что история происходила в параллельной вселенной, приснилась какому-либо персонажу или была его фантазией, в последующих историях можно будет вернуть в сюжет выбывшего персонажа. Более конкретно, незначительная деталь может быть задним числом вычеркнута из сюжета (например, выход героини из дома без пищи) для устранения препятствия к дальнейшему повествованию (героиня должна быть голодной).

Ретконы распространены в pulp-журналах, и особенно в комиксах, публикуемых такими издателями, как «DC Comics» и «Marvel Comics»[3]. При сочинении новых историй для серий, существующих длительное время и составленных из историй множества авторов, новым авторам нужно знакомиться с ранее созданными историями и учитывать ранее придуманное, что может отнимать время и ограничивать свободу творчества; ретконы приходят на помощь. Ретконы также распространены в манге, мыльных операх, драматических сериалах, кино-сиквелах, мультфильмах, профессиональном реслинге, видеоиграх, радиопостановках и в других формах серийных произведений.

Этимология

Первое подтверждённое использование фразы «ретроактивный континуитет» найдено в богословской книге «Теология Вольфрахта Панненберга»[4], написанной Фрэнком Таппером (Frank E. Tupper) и опубликованной в 1973 году: «Концепция Панненберга о ретроактивном континуитете, в конечном счёте, означает, что история течёт из будущего в прошлое, что будущее в основе своей — не производное прошлого».

Считается, что в печатном издании термин «ретроактивный континуитет» в значении «добавление в сюжет новых фактов задним числом» впервые использовался в выпуске № 18, опубликованном в феврале 1983 года, комикса «All-Star Squadron» фирмы «DC Comics». Действие описанных в комиксе историй происходило в альтернативной вселенной, названной «Земля-дв», причём в прошлом, во времена Второй Мировой войны. Так как события происходили в прошлом альтернативной вселенной, события не могли повлиять на настоящее не альтернативной вселенной (см. множество вселенных в комиксах фирмы «DC Comics»); каждое событие меняло историю вымышленного мира. На страницах комикса, выделенных для публикации писем читателей, было опубликовано мнение одного из читателей: «ваша состыковка новых историй с историями из комиксов золотого века была впечатляющей (и, надеюсь, финансово успешной)». На что писатель Рой Томас ответил[5], написав о том, что несколько месяцев назад один из читателей комикса на одном из собраний фанатов, организуемых фирмой «Creation Conventions», в городе Сан-Диего предложил название для этого приёма — «ретроактивный континуитет». Впоследствии термин укрепился в среде любителей американских комиксов про супергероев.

В какой-то момент термин «ретроактивный континуитет» был сокращён до «реткон». Считается, что автором сокращения стал Дамиан Кагли, впервые использовавший термин «реткон» в сообщении, опубликованном в сети Usenet в 1988 году. Достоверных доказательств этого нет, хотя в сообщении, опубликованном в сети Usenet 18 августа 1990 года, Кагли назвал себя «создателем слова „реткон“»[6]. Кагли использовал неологизм при описании истории из комикса «Сага о Болотной твари» («Saga of the Swamp Thing»), в которой переосмысливается происхождение главного персонажа и раскрываются факты, ранее не являвшиеся частью повествования и не подразумевавшиеся ранними авторами.

Типы

Выделяют несколько типов ретконов:

  • дополнение ранее рассказанной истории новыми фактами;
  • изменение интерпретации ранее рассказанной истории;
  • удаление ранее рассказанной истории или её части из сюжета серии;
  • временное сжатие — рассказ каждой новой истории так, будто её действие происходит во времена её публикации.

Содержание доступно по лицензии (CC BY-SA 4.0)

Ссылки