Поисковая активность

Материал из Dasplus

Поисковая активность

Поисковая активность — ключевой фактор развития мозга позвоночных. Поисковая активность — это активность живого организма не обусловленная утилитарной необходимостью. По крайней мере, такая необходимость для внешнего наблюдателя незаметна. Особенно ярко проявляется такая активность в детском возрасте. Куда они только не залезут, эти дети. Каких только сюрпризов они не поднесут родителям. В дальнейшей, взрослой жизни люди подразделяются на две категории — одни сохраняют высокий уровень поисковой активности на протяжении всей жизни, другие же, став взрослыми утрачивают эту активность, и живут вполне благополучно до самой смерти. Что же ищут при поисковой активности и что находят в конечном итоге?

Ищут границы своих возможностей. «Я сам» — говорит ребенок и берется за дело, которое может и не выгореть. Может получиться, а может и нет, но в итоге остается навык решения каких-то задач. В природе животные быстро обретают знание о границах своих возможностей, и всю оставшуюся жизнь пользуются этим знанием. Те же животные, которые злоупотребляют поисковой активностью, легко достигают границы, за которой начинается безжизненная (для особи, а то и для вида) зона. Ареал вида заселен неравномерно, в центре его живут особи с невысокой поисковой активностью, они вовремя созрели, обрели необходимые навыки для жизни и занимаются внутривидовой конкуренцией в полном соответствии с последними достижениями западной философии. Периферия ареала граничит с безжизненной для вида зоной, здесь хорошо разогнавшись и плохо рассчитав легко перешагнуть границу ареала и лоб в лоб столкнуться с неизведанным. Как себя вести в этой ситуации, естественно, неизвестно, и так же неизвестны перспективы бытия, а жить хочется. Так что из пограничников выживет тот, кто больше знает об окружающем мире. Таким образом поисковая активность на границе ареала не теряет своей актуальности в любом возрасте.

Человек, биологический вид, находящийся на острие эволюции позвоночных, существующих не менее полумиллиарда лет, несет в своем наследственном материале чисто химическую память о жизни в разных зонах ареала. Не надо забывать и о том, что условия жизни на земле порой кардинально изменялись, порой достаточно быстро. Если в стабильных условиях преимущество имели те, кто быстро учились самому необходимому и более не утруждали себя поисковой активностью, то при катастрофах на земной поверхности они моментально погибали. В условиях катастроф же преимущество имели недавние аутсайдеры, пограничники, занимавшиеся поиском в ущерб конкурентоспособности. Вследствие этого человек имеет выбор — он может быстро научиться всему необходимому для успешной конкуренции и предаваться этому чисто животному занятию всю оставшуюся жизнь. Не менее успешно человек может продолжать заниматься поисковой активностью тоже всю жизнь. Не обсуждая вопроса о том, что лучше, отметим, что в детстве организм растет, растет головной мозг, совершенствуется управление движениями (Н.А.Бернштейн) и совершенствуются коммуникации. Эти два направления развития мозга сходятся в единой точке, воплощающей главное отличие человека от животного — в речи. Сама речь (не только средство коммуникации, но и аппарат мышления) на протяжении бытия человека так же претерпела эволюционные изменения (от речи звуковой через письменную к искусственным языкам как основам наук).

Собственно, я хотел сказать, что в онтогенезе ребенку приходится преодолевать несколько барьеров, требующих созревания новых нервных центров, или установления новых связей между уже существующими нервными центрами. Такие переходы обеспечены повышенной поисковой активностью, что в свою очередь требует создания определенной педагогической среды, которая с одной стороны способствовала бы стимуляции поисковой активности, а с другой стороны гарантировала бы безопасность для жизни. Эти два требования — взаимно противоречивы, и создание наилучшей педагогической среды на каждом этапе освоения навыков жизни есть задача нетривиальная. Эта задача усложнена еще одним противоречием. Совокупность осваиваемых навыков движения на уровне локомоций легко выражается в терминах конкуренции, но усвоение предметной деятельности индивидуально только на начальных этапах. Та же предметная деятельность на уровне инженера, технолога или конструктора принципиально не индивидуальна, требует сотрудничества, а следовательно и определенных навыков коммуникации. Таким образом, формирование педагогической среды осложнено не только противоречием между поисковой активностью и безопасностью, но и противоречием между необходимостью и соревнования и сотрудничества.

При выходе человечества из животного мира в рукотворный мир людей такая педагогическая среда была сформирована только отчасти стихийно, главным же образом усилиями гениев неолита. До наших дней остатки знаний о творении педагогической среды дошли в виде семейных и общинных традиций. Но человек давно вышел из семьи и общины и построил государство. Если семья и община были построены на разумных основаниях формирующейся речи, то государство строилось на инстинкте самосохранения, его иерархическая структура имеет корни в животной стае. Жизнь в государстве сама по себе не стимулирует животные инстинкты. А вот стремление занять центр ареала (наиболее благоприятные для жизнеобеспечения места обитания), само по себе доставшееся нам от животных предков, обеспечивается подавлением человеческих (семейных и общинных) отношений. Таким образом, человечество не только во многом утратило полученное с неолитической традицией умение создавать оптимальную для развития мозга педагогическую среду, но и, бездумно создавая новые педагогические традиции, связанные с жизнью в государстве, наносит дополнительный удар по несформированным мозгам детей. Результаты этой бездумности мы наблюдаем в виде хилого, болезненного и хромого разумом детского поголовья, причем эта хилость, болезненность и хромота усиливаются на глазах одного поколения и видны уже невооруженным наукой глазом.

/ВКонтакте. Олег Чагин/ https://vk.com/wall49591166_62972

Ссылки