Первый ход

Материал из Dasplus

Первый ход в шахматной задаче (этюде) должен нести определённую часть идейной нагрузки, быть ключом к решению композиции, связующим звеном с дальнейшей игрой. Первый ход нередко оказывается самым трудным при решении задачи (этюда), важным при оценке шахматного произведения в целом. Эстетика шахматной композиции требует, чтобы при первом ходе не усиливалась позиция белых и не ограничивалась подвижность чёрных фигур. В задачах чешской школы с небольшим числом ходов эффективным считается первый ход, который предоставляет королю соперника свободные поля, жертвует белые фигуры, уводит белую фигуру в сторону от короля, связывает белые и развязывает чёрные фигуры, предоставляет возможность объявить белому королю шах и т.д. Лишение чёрного короля свободных полей, взятие или связка чёрной фигуры, превращение белой пешки в ферзя на первом ходу и т.д., наоборот, снижают художественную ценность композиции. В задачах логического стиля (см. Логическая школа) выбор первого хода часто играет важную тематическую роль, являясь частью построенной в строгом логическом ключе комбинации. Высоко оценивается первый ход в задаче стратегической школой: он нередко несёт большую тематическую нагрузку, особенно в двух- и трёхходовке. В многоходовых задачах и в этюдах на первом ходу допускаются шах чёрному королю, создание сильной угрозы и т.д. /Шахматы. Энциклопедический словарь/

Ссылки

Цитаты

  • Играя в незнакомую игру, никогда не делай первого хода. /Лондон Дж./