Обратная связь (Гущина Д.)

Материал из Dasplus

Обратная связь

Дарья Гущина: Мастерская фантазёрки

Во всём подстраиваться я не хочу

Во всём подстраиваться под аудиторию, наступать на горло собственной песне, я не хочу. И читательские предпочтения меняются постоянно, и работать с тем, что не слишком интересно, мягко говоря, не вдохновляет.
Если я буду писать о том, что навевает на меня тоску и скуку, вряд ли это будет интересно читать. Поэтому я рискую — каждый раз, с каждой новой историей. И очень рада, когда нахожу для своих экспериментальных книг читателей.

Выбор: запросы аудитории или самовыражение

В писательстве всегда приходится выбирать "между — между". Или работать на запросы аудитории, или самовыражаться. И во втором случае критики и отказов будет больше.
Но смысл переживать о том, что кто-то вас не так поймёт или не то увидит в ваших текстах? В жизни это происходит на каждом шагу — нас не так понимают и не теми считают. Стоит ли греть об этом голову? Пусть воспринимают, как воспринимают, вы же пишете своё и для себя. И любое — любое! — первое-второе-третье ваше произведение будет носить клеймо "от начинающего". И только наработав базу и опыт, предъявив энный том повести-романа-сборника рассказов, вы станете — в глазах читателей — писателем. Критики типа "ваша книга — не моё" меньше не станет, зато читателей заметно прибавится.
И в любом случае примите как данность то, что ваши истории не обязаны всем нравится и удовлетворять потребности каждого читателя. И работайте в своё удовольствие над тем, над чем хочется работать.

Для всех интересным не будешь

Всем не угодишь и для всех интересным не будешь. А если горишь историей и она интересна лично вам, то будет интересна и другим — и это надо понять сейчас) И поверить, иначе затыки никогда не кончатся. К сожалению.
Вы никогда не угадаете реакцию читателей и никогда не предскажете судьбу книги. Можно писать, гореть и верить, что книга выстрелит — а в итоге её едва заметят, а можно писать с ощущением "что за бред", а она получит мощный отклик. Никогда не угадаешь, что нужно читателю. Надо просто начинать, работать и заканчивать.
Точка)

Не надо ломать то, что работает для большинства

Бывает, полные искреннего недоумения отзывы — вроде и не ругательные, не отрицательные, но снабженные кучей указаний а-ля "а вот здесь непонятно, как…" — вызывают желание взять ножницы и перекроить книгу.
Конечно, хочется, чтобы она была доступна и понятна, чтобы нравилась безоговорочно всем читателям. Но ведь это нереально. И чтобы не сорваться в правку, я постоянно твержу себе: не надо ломать то, что работает, всем не угодишь и для всех не напишешь.
Править — конечно, надо, как надо анализировать каждое "а вот тут…" на предмет известного "авдруга". Но если на каждое из "непонятно" вы легко находите два-три логичных обоснования, значит, оно в принципе понятно. Но не всем.
Такое, к сожалению, случается, ибо у нас по-разному устроен мозг и мы по-разному воспринимаем образы (например, при слове "яблоко" у каждого возникает свой образ). Отнеситесь к этому с пониманием. И не ломайте то, что работает для большинства, из-за пары "а тут вот вообще непонятно…"

От отсутствия отклика прямо-таки плющит

Когда работаю над книгой, не нуждаюсь в поддержке, пишу своё и для себя, но когда выкладываю текст на литсайте, от отсутствия отклика прямо-таки плющит: будто выходишь на площадь стихи читать, а мимо тебя идёт безликая толпа, и даже если кто-то остановится и послушает минуту, всё равно понятно, что всем пофиг. Хотя статистика показывает, что нет, не пофиг — прирост читателей регулярный… и регулярно молчаливый.
В конце концов я написала трехстраничный пост о важности отклика, прицепила его к эпилогу самой посещаемой книги… и читатели заговорили. Не все, но благодаря ему я обзавелась и десятью активно обсуждающими проды читателями, и получаю хотя бы один отзыв в сутки на выложенное целиком. И многие говорили, что если бы не ваша "проповедь", так бы дальше и молчали.
Если остро в чём-то нуждаешься — добивайся. На то мы и писатели, чтобы находить ключики к читательским душам и провоцировать их — хотя бы на искреннее спасибо.

Писательство с точки зрения читателя

Любимые книги — не те, которые мы проглатываем, лишь бы узнать концовку, а те, которые мы перечитываем, проходя путь вместе с любыми героями снова и снова, сопереживая им. И свою книгу нужно писать так же. Восхищаться героем, удивляться авторским находкам и сюжетным поворотам. Это сложно, когда пишется с трудом, когда кажется, что текст коряв и косноязычен. Но всё же.
Записываются те истории, которых не хватает в вашей личной библиотеке, которые хочется прочитать. И писать с точки зрения читателя — значит, писать о том, о чём хочется читать. И читать — в каждой главе, в каждой сцене.

Сейчас основной способ продвижения — реклама

Сейчас основной способ продвижения — реклама: пиар в группах, обмен репостами, таргетированная реклама, если есть средства. Оформление постов, теги, текст без ошибок — это тоже очень важно. На литсайтах есть разделы для чтения — типа чего бы почитать, и в некоторых разрешён самопиар. А если нет, то можно попросить кого-нибудь знакомого порекомендовать ваши книги. Дешево и сердито )) Из популярных читалок, если аннотация составлена интересно, идёт много народу.
И, да, я не считаю, что если вы пишете в непопулярном жанре, то история годится только для мусорки. Я сама пишу не в тренде, но это не мешает мне иметь свою аудиторию. По меркам литсайтов очень маленькую, но это как раз те люди, которых достали шаблоны, которые любят новое, свежее и нетрендовое, которые остаются со мной и активно ждут нового. Однако хорошо бы в истории использовать хоть пару популярных элементов, чтобы люди потянулись — но таких элементов, которые вам нравятся, а не какие читатели хотят.

Читателей много, они все разные, и им никогда не угодишь. Поэтому писать надо не для них, а для себя, но, чтобы зацепить аудиторию, полезно вписать в текст хоть что-то из того, что популярно и необходимо читателям. А это выясняется после анализа того литсайта, на котором вы публикуетесь (или собираетесь публиковаться).

Я не доллар, чтобы всем нравиться

Я не доллар, чтобы всем нравиться. И я принимаю как данность то, что мои истории могут не понравиться, показаться скучными, не "пойти". Надо помнить, что мы — ещё и читатели, и нам нравятся далеко не все книги. Однако их авторы не думали о том, что истории не понравятся именно нам. Они просто писали. Не для нас, так для других. И я пишу — и для себя, и для других, так, как хочу писать. Кому-то не понравится, а кому-то поможет.