Народ
Содержание
1) население определённой страны или государства; 2) историческая общность людей.
Слово «народ» употребляется в научной литературе в двух основных значениях — в политическом и в культурно-этническом. Взятый в первом значении слово является синонимом понятия «нация». В «народной этнологии» слово «народ» является центральным понятием, трактуемым на основе оппозиции «свой—чужой»: в фольклорных легендах и верованиях со своим народом связывается представление о норме, в то время как «чужие» народы рассматриваются как аномальные в физическом, социальном или моральном отношении. /В.С. Малахов «Народ», Новая философская энциклопедия/
Ссылки
- Благородный народ
- Малым я полем владею, доходом и скромным и честным (Сенека)
- Народ (Чагин О.)
- Народ безмолвствует
- Народ (Ефремов И.)
- Народ и характер
- Народная война
- Народонаселение
- Преступление против народа
- Родной язык (Ушинский К.)
- Русский народ
- Сложность сплочения народов в условиях скрытой войны (Комиссарова О.)
- Стеклянный народ
- Урбанизация и вымирание ценных городских семей
Цитаты
|
???
- Всякая власть выходит из народа, и никогда к нему больше не возвращается. /Габриэль Лауб/
Достоевский Ф.М.
- Если великий народ не верует, что в нём одном истина (именно в одном и именно исключительно), если не верует, что он один способен и призван всех воскресить и спасти своею истиной, то он тотчас же перестаёт быть великим народом и тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ. Истинный великий народ никогда не может примириться со второстепенною ролью в человечестве или даже с первостепенною, а непременно и исключительно с первою. Кто теряет эту веру, тот уже не народ. Но истина одна, а стало быть, только единый из народов и может иметь бога истинного, хотя бы остальные народы и имели своих особых и великих богов. Единый народ-«богоносец» — это русский народ. /Достоевский Ф.М. Бесы/
- При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и создавала её. Исходила же эта нравственная идея всегда из идей мистических, из убеждений, что человек вечен, что он не простое земное животное, а связан с другими мирами и с вечностью… И заметьте, как только после времён и веков (потому что тут тоже свой закон, нам неведомый) начинал расшатываться и ослабевать в данной национальности её идеал духовный, так тотчас же начинала падать и национальность, а вместе падал и весь её гражданский устав, и померкали все те гражданские идеалы, которые успевали в ней сложиться. /Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1880 г./
Ключевский В.О.
- Каждый народ для того, чтобы не беднеть, должен сам производить всё, им потребляемое, не нуждаясь в помощи чужестранного труда, а чтобы богатеть, должен вывозить как можно больше и ввозить как можно меньше. /Курс русской истории/
Лебон Г.
- В трудных обстоятельствах народ может спасти героизм, но только совокупность маленьких повседневных добродетелей определяет его величие.
- Главное, что теперь даёт перевес народу — это настойчивая энергия, дух предприимчивости, инициатива и методичность.
- Народ может потерять очень многое, претерпевать всевозможные катастрофы и быть ещё в состоянии подняться. Но им всё потеряно, и ему уже никогда не подняться, если он потерял свою душу. /Психология народов и масс/
- По нашему мнению, верить, что формы правления и конституции имеют определяющее значение в судьбе народа — значит предаваться детским мечтам. Только в нём самом находится его судьба, но не во внешних обстоятельствах. /Психология народов и масс/
- Упадок для любого народа начинается тогда, когда он не обладает больше всеобще признанным идеалом или идеей, для защиты которого каждый будет готов пожертвовать собой.
Макиавелли Н.
- Лучшая из всех крепостей — не быть ненавистным народу: какие крепости ни строй, они не спасут, если ты ненавистен народу, ибо когда народ берётся за оружие, на подмогу ему всегда явятся чужеземцы. /Государь/
- Народ, привыкший жить под властью государя и благодаря случаю ставший свободным, с трудом сохраняет свободу. /Рассуждения о первой декаде Тита Ливия/
Меньшиков М.О.
1) Воображение народов, поражённое блеском роскоши, угнетает их разум и совесть.
2) Народ, органически сложившийся на земле и правильно растущий на ней, как строевой лес, держится вовсе не борьбою за существование, а взаимопомощью, и инстинкты звериной борьбы в нём скованы инстинктами мира. Идеалы насилия, захвата, торжества, свободы похоти — идеалы вовсе не крестьянские. Здоровый народ всегда религиозен в хорошем христианском смысле этого слова. Нутром своим мужик чувствует нравственный закон как условие блага и на уклонение от этого закона смотрит, как на зло, ведущее к смерти. Здоровый народ боится греха и презирает его, не давая себе в том отчёта. Как бессознательно выработалось у нас отвращение к некоторым насекомым и гадам, в народе в течение веков выработалось безотчётное отвращение к некоторым поступкам, и только этою безотчётною нравственностью, основанною на глубоком признании закона жизни, последняя и держится. Ни в какой стране народ не может рассуждать, как Ницше, не может додуматься до злого сверхчеловека. Такой человек всюду понимается как "негодяй", т.е. человек, негодный к жизни. Это — разбойник, его боятся, как гада, и всюду истребляют. Напротив, все народы, начиная с глубокой древности, додумались до доброго сверхчеловека, будет ли это народный заступник от внешних бед вроде Геркулеса, Самсона или Ильи Муромца, — или такой же заступник от зла внутреннего — человек праведный, вроде Иова или христианских подвижников. Народ в своей массе из века в век тянется к благочестию, к чистоте, к смирению и незлобливости, и всё противоположное считает грехом. Народу не свойственно уважать то, что разрушает жизнь, — он бессознательно чтит лишь то, что её строит. /Красивый цинизм. 1900 г./
Монтень М.
- Лучшее государственное устройство для любого народа — это то, которое сохранило его как целое.
- Простой народ не в силах судить о вещах на основании их самих и легко поддаётся случайным влияниям и видимости.
Наполеон Бонапарт
- Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую.
- Слабость верховной власти — самое страшное из народных бедствий.
Народ и душа
- В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа. /Густав Фрейтаг/
- Душа христианка, народ сталинист! /Проханов А.А./
- Народ без совести — народ без души. Народ без души — народ, который не может выжить. /Черчилль У./
- Народ может потерять очень многое, претерпевать всевозможные катастрофы и быть ещё в состоянии подняться. Но им всё потеряно, и ему уже никогда не подняться, если он потерял свою душу. /Лебон Г. Психология народов и масс/
- Поэзия — как ступень сверхракеты, которая выносит её на орбиту Духа! Без поэзии нет народа. И поэты, тем более великие, не имеют права проигрывать битву за русские души! Мы не имеем права потакать нашим врагам. /Игорь Тюленев/
Народ и судьба
- Военачальник — это судьба народа. /Хельмут фон Мольтке/
- Не прочна судьба народа, когда она зависит от воли, вернее, от нрава одного человека. /Марк Туллий Цицерон/
- По нашему мнению, верить, что формы правления и конституции имеют определяющее значение в судьбе народа — значит предаваться детским мечтам. Только в нём самом находится его судьба, но не во внешних обстоятельствах. /Лебон Г. Психология народов и масс/
Некрасов Н.
- Народ редко выражает свои приговоры о людях с определительностию, принятой в других классах; дурак, подлец почти не употребительны в его словаре; у него свои условные определения личностей, замечательные какой-то деликатной уклончивостью, которая, впрочем, не лишена меткости, заменяющей жёсткую определительность приговоров образованного класса. Тетеря, ворона, сорока, пропащий человек, вахлак, войлок, увалень, рохля — все эти названия и множество подобных беспрестанно слышатся на языке народа, и по ним он расценивает окружающие его характеры, может быть, ещё вернее и точнее, чем общество, щедрое на резкие эпитеты. /Тонкий человек его приключения и наблюдения/
Римское общество
- Народ, который напыщен гордостью, точно так же, как и тот, который ожесточён от страданий, не в состоянии верно оценить своего действительного положения. /Гиббон Эд.История упадка и крушения Римской империи/
Гаспаров М.Л.
…Третьим и низшим сословием римского общества оставался народ — крестьяне, ремесленники, городская чернь. Жители Рима и его окрестностей периодически собирались на народные собрания: здесь народ должен был выбирать голосованием всех должностных лиц, вплоть до консулов. В эпоху республики народное собрание представляло собой реальную политическую силу, и народ немало наживался, получая взятки с кандидатов. В эпоху империи роль его свелась на нет, и оно только подтверждало кандидатуры, назначенные императором и одобренные сенатом.
Требованием обедневшего римского простонародья было «хлеба и зрелищ!». Даровыми (или удешевленными) раздачами хлеба распоряжались часто сами императоры; поразить народ зрелищами или пышными постройками стремился каждый, кто искал популярности ради карьеры. Зрелища обычно бывали трёх видов: в театре — комедии-фарсы, «мимы», обычно из повседневной жизни; в амфитеатре — травля зверей и гладиаторские бои; в цирке – скачки колесниц. В порядке особой роскоши устраивались «навмахии», инсценировки морских сражений в специально вырытых прудах.
/Гаспаров М.Л. Предисловие. «Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей»/
Шиллер Фр.
- Изменчива приверженность народа, И столь же зыбок приговор его. /Мария Стюарт/
- Когда народ во что-то крепко верит, Становится весомей правды ложь.
Эренбург Ил.
- Война для народов — это слёзы и кровь, это вдовы и беспризорные, это раскиданное гнездо, погибшая молодость и оскорблённая старость…
- Нужно отказаться от развития в подрастающем поколении неуважения и вражды к другим народам. Нужно бороться со всеми проявлениями национальной и расовой спеси. Развитие человеческой культуры несовместимо с обособленностью, с созданием искусственных барьеров, с оголтелыми нападками на культуру и жизнь других народов.
Фильмы
- Народ. hi. Avam, 1987 / en. The Public