Народ

Материал из Dasplus

Народ /Etno, Populo/

1) население определённой страны или государства; 2) историческая общность людей.
Слово «народ» употребляется в научной литературе в двух основных значениях — в политическом и в культурно-этническом. Взятый в первом значении слово является синонимом понятия «нация». В «народной этнологии» слово «народ» является центральным понятием, трактуемым на основе оппозиции «свой—чужой»: в фольклорных легендах и верованиях со своим народом связывается представление о норме, в то время как «чужие» народы рассматриваются как аномальные в физическом, социальном или моральном отношении. /В.С. Малахов «Народ», Новая философская энциклопедия/

Ссылки

Цитаты

  • Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень. /Гюго В.М./
  • Венценосец, который не любит свой народ, может быть великим человеком, но он никогда не станет великим государем. /Люк де Клапье/
  • Вера — роскошь, которая дорого народу обходится. /Лесков Н./
  • Вид народных масс действует угнетающе. /Эрнст Юнгер/
  • В истории любого народа найдётся немало страниц, которые были бы великолепны, будь они правдой. /Дидро Д./
  • Всякие гражданские учреждения должны быть соображены с характером народа; что хорошо в Англии, то будет дурно в иной земле. Недаром сказал Солон: «Моё учреждение есть самое лучшее, но только для Афин». /Карамзин Н.М. Письма русского путешественника/
  • В частной жизни постоянно приходится наблюдать, как натуры не самоуверенные, мало ценящие самих себя и привыкшие к самоунижению, проявляют в своем поведении нерешительность, недостаточную настойчивость, и позволяют другим «наступать себе на ноги» и, в конце концов, подпадают под полную власть более решительных и самоуверенных, хотя зачастую и гораздо менее одарённых личностей. Совершенно таким же образом и в жизни народов нации малопатриотические, с неразвитым чувством национальной гордости, всегда пасуют перед народами, обладающими сильным патриотизмом или национальным самомнением. /Трубецкой Н. Европа и человечество/
  • Гибель народа начинается тогда, когда он теряет способность смотреть в лицо действительности, когда он факты действительной жизни начинает подменять фантазией, начинает мечтать и засыпать. Мне вспоминаются рассказы о том, что, когда турецкая армия и крепости склоняли перед нами своё оружие, в кофейнях Константинополя наёмные рассказчики убаюкивали мусульман вестями о победах, одерживаемых турецкими армиями. Забвение действительности — сон нации — это смерть. /Свечин Ал.Ан. Ложь. 1907 г./
  • Горе народу, если рабство не смогло его унизить, — такой народ создан, чтобы быть рабом. /Чаадаев П./
  • Демократия — это имя, которое дают народу, когда нуждаются в нём. /Флер Р.де/
  • Если к каждому частному человеку можно обратиться с вопросом: «Скажи нам, с кем ты знаком, и мы скажем тебе, кто ты таков», — то к целому народу можно обратиться со следующими словами: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем тебе, кто ты таков. /Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России/
  • Если народ перестаёт петь свои песни, он исчезает как народ. /Поветкин В.И./
  • Ибо ведь и в кабаке не один алкоголь составляет суть: суть его — в приучении народа к праздношатайству. /Розанов В.В. Опять «праздники»/
  • Исторический народ, пока не соберёт воедино всех своих частей, всех своих органов, должен считаться политическим калекою. /Данилевский Н./
  • Каждый народ имеет в себе масштаб своего совершенства, несравнимый с другими народами. /Иоганн Гердер/
  • trilf. Когда народ больше не защищает свои свободы и права, он созрел для рабства. /Жан-Жак Руссо/ fr. Quand un peuple ne défend plus ses libertés et ses droits, il devient múr pour l'esclavage. /Jean-Jacques Rousseau/ eo. Kiam popolo ne plu defendas siajn liberecojn kaj rajtojn, ġi iġas matura por sklaveco. /ВКонтакте. Esperanto-klubo en Uljanovsko/
  • Когда появляется тиран, он вырастает как ставленник народа. /Платон/
  • Короли создаются не королями, а народом. /Генри Луис Менкен/
  • Лучший правитель — тот, o котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его любить и возвышать. Ещё хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает. /Лао-Цзы/
  • Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надёжным хранителем власти и народа. /Джефферсон Т./
  • Люди, которые чувствуют себя гражданами мира и равнодушны ко благу своего народа, представляют собою элемент его слабости и упадка. Но если подданные одного государства чувствуют себя патриотами другого, то это уже не просто плохие граждане, — это элементы положительно дурные; это не просто слабость, это язва; это источник явлений неизбежно безнравственного. /Катков М.Н. Русский космополитизм и немецкий патриотизм в России. 1865 г./
  • Мы с моим народом пришли к соглашению: они будут говорить, что пожелают, а я буду делать, что пожелаю. /Фридрих II/
  • На поле битвы, защиты своего родного народа, Слово самое мощное оружие! //
  • Народ, как и человек, бывает молод только один раз, всякому государству даётся только одна утренняя заря, когда народные силы чувствуют себя могучими, храбрыми, способные на самоотвержение. Всякое государство должно пользоваться такими моментами исторической жизни, зная, что за годами молодости и подъёма последуют годы старости и апатии, когда народ теряет вкус к военному делу, боится войны, малодушно прячется за земное благополучие и свою трусость и узкий эгоизм прикрывает громкими фразами о культуре, всеобщем братстве и всеобщем мире. /Снесарев А.Е. Грядущая дальневосточная политика. 1906 г./
  • Народ, который напыщен гордостью, точно так же, как и тот, который ожесточён от страданий, не в состоянии верно оценить своего действительного положения. /Гиббон Эд. История упадка и крушения Римской империи/
  • Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего. /Черчилль У./
  • Народ не становится свободнее от того, что правящие называют себя слугами народа. /ВШвебель В./
  • Народ стоит своего правителя. /Шарль Морис де Талейран-Перигор/
  • Народ, ценящий привилегии выше принципов, быстро теряет и то и другое. /Эйзенхауэр Д.Д./
  • Народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назём, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы. /Столыпин П.А./
  • Народы рождаются в деревне и умирают в городе. /Ганс Гюнтер/
  • Народы — создали свои языки. Эсперанто — создал свой народ! // eo. La popoloj kreis siajn lingvojn. Esperanto kreis sian popolon. /ВКонтакте. Esperanto-klubo en Uljanovsko/
  • Народ — это святые, а не толпа людей. /Св. Иоанн Златоуст/
  • Национально-государственное законодательство вырабатывается и развивается на основе традиций и обычаев народа. /Победоносцев К.П./
  • Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого. /Энгельс Фр./
  • Оставьте их в покое(имеет в виду арабов).Сейчас они на пике своей отваги и подобны стремительному потоку, что сметает всё на своем пути. Их воодушевление заменяет им доспехи, а смелость — крепость. Но когда руки их будут полны награбленным, когда они привыкнут к жизни в прекрасных жилищах, и к лёгкой жизни, когда амбиции завладеют умами их полководцев, а в их ряды проникнут разногласия, вот тут-то мы и нападём на них, чтобы одержать победу. Народы живущие одной только роскошью обречены на гибель. /Карл Марте́лл (686 или 688 — 741) — майордом франков в 717—741 годах, вошедший в историю как спаситель Европы от арабов в битве при Пуатье/
  • От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа. /Локк Дж./
  • Пока правительство держит на плаву экономику, как бы она ни задыхалась и ни хрипела, народ принимает любой произвол. /Макдоналд Эн./
  • Разные народы живут в разных мирах, отличающихся друг от друга своими "метафизическими параметрами", то есть категориями пространства, времени, каузальности и так далее. Знакомство с чужими мирами — а этим и занимается антропология — приводит к тому, что мы начинаем и собственный мир ощущать "культурной конструкцией". /антрополог Уолтер Гольдшмидт/
  • Революционная борьба народа с правительством много гуманнее, чем борьба государств друг против друга. В первом случае люди вовлекают себя в сражение сами. /Пруст М./
  • Свобода не снизойдёт к народу, народ должен сам дорасти до Свободы. /Владимир Турбин/
  • С народом надо обращаться как с влюблённым, держась от него подальше и заставляя тосковать о своём отсутствии. /Плутарх/
  • Сражения выигрывают полководцы, но в войне побеждает народ. /Синявский В./
  • Страх римского народа перед диктатором был большим, чем страх, заставляющий прибегнуть к диктатуре. /Гай Веллей Патеркул/
  • Только у свободных народов есть история, достойная внимания. История народов, порабощённых деспотизмом, — это лишь собрание анекдотов. /Себастьян-Рош Николя де Шамфор/
  • Счастлив тот народ, чья хроника отсутствует в исторических книгах. /Карлейль Т./
  • Только под руководством мудрого и сильного правителя народ способен творить великие дела. /Тесла Н./
  • Фельдмаршал Паулюс в русском плену прочитал в переводе "Как закалялась сталь" и воскликнул, потрясенный: "Этот народ не победить! Германия погибла!"
  • Целые народы пришли бы в ужас, если бы узнали, какие мелкие люди властвуют над ними. /Талейран-Перигор Ш.М.де/
  • Эти законы должны находиться в таком тесном соответствии со свойствами народа, для которого они установлены, что только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и для другого народа. /Монтескье Ш.Л. О духе законов/
  • Это не моя личная слава. Разве я бы мог проникнуть в космос, будучи одиночкой? Это слава нашего народа. /Гагарин Ю.А./
  • Я — не народный, я — инородный. /Даль Ол./
  • Я православная, русская и останусь со своим народом несмотря ни на что. /Илзе Лиепа/
  • Я сказал, что у нас есть сословие людей, смолоду обученных искусству доказывать при помощи пространных речей, что белое — черно, а чёрное — бело, соответственно деньгам, которые им за это платят. Это сословие держит в рабстве весь народ. /Свифт Дж. Путешествия Лемюэля Гулливера/
  • Я скрытно удалюсь. Люблю народ, Но не люблю прилюдно красоваться. /Шекспир У. Мера за меру (Герцог)/

???

  • Всякая власть выходит из народа, и никогда к нему больше не возвращается. /Габриэль Лауб/

Достоевский Ф.М.

  • Если великий народ не верует, что в нём одном истина (именно в одном и именно исключительно), если не верует, что он один способен и призван всех воскресить и спасти своею истиной, то он тотчас же перестаёт быть великим народом и тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ. Истинный великий народ никогда не может примириться со второстепенною ролью в человечестве или даже с первостепенною, а непременно и исключительно с первою. Кто теряет эту веру, тот уже не народ. Но истина одна, а стало быть, только единый из народов и может иметь бога истинного, хотя бы остальные народы и имели своих особых и великих богов. Единый народ-«богоносец» — это русский народ. /Достоевский Ф.М. Бесы/
  • При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и создавала её. Исходила же эта нравственная идея всегда из идей мистических, из убеждений, что человек вечен, что он не простое земное животное, а связан с другими мирами и с вечностью… И заметьте, как только после времён и веков (потому что тут тоже свой закон, нам неведомый) начинал расшатываться и ослабевать в данной национальности её идеал духовный, так тотчас же начинала падать и национальность, а вместе падал и весь её гражданский устав, и померкали все те гражданские идеалы, которые успевали в ней сложиться. /Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1880 г./

Ключевский В.О.

  • Каждый народ для того, чтобы не беднеть, должен сам производить всё, им потребляемое, не нуждаясь в помощи чужестранного труда, а чтобы богатеть, должен вывозить как можно больше и ввозить как можно меньше. /Курс русской истории/

Лебон Г.

  • В трудных обстоятельствах народ может спасти героизм, но только совокупность маленьких повседневных добродетелей определяет его величие.
  • Главное, что теперь даёт перевес народу — это настойчивая энергия, дух предприимчивости, инициатива и методичность.
  • Народ может потерять очень многое, претерпевать всевозможные катастрофы и быть ещё в состоянии подняться. Но им всё потеряно, и ему уже никогда не подняться, если он потерял свою душу. /Психология народов и масс/
  • По нашему мнению, верить, что формы правления и конституции имеют определяющее значение в судьбе народа — значит предаваться детским мечтам. Только в нём самом находится его судьба, но не во внешних обстоятельствах. /Психология народов и масс/
  • Упадок для любого народа начинается тогда, когда он не обладает больше всеобще признанным идеалом или идеей, для защиты которого каждый будет готов пожертвовать собой.

Макиавелли Н.

  • Лучшая из всех крепостей — не быть ненавистным народу: какие крепости ни строй, они не спасут, если ты ненавистен народу, ибо когда народ берётся за оружие, на подмогу ему всегда явятся чужеземцы. /Государь/
  • Народ, привыкший жить под властью государя и благодаря случаю ставший свободным, с трудом сохраняет свободу. /Рассуждения о первой декаде Тита Ливия/

Меньшиков М.О.

1) Воображение народов, поражённое блеском роскоши, угнетает их разум и совесть.

2) Народ, органически сложившийся на земле и правильно растущий на ней, как строевой лес, держится вовсе не борьбою за существование, а взаимопомощью, и инстинкты звериной борьбы в нём скованы инстинктами мира. Идеалы насилия, захвата, торжества, свободы похоти — идеалы вовсе не крестьянские. Здоровый народ всегда религиозен в хорошем христианском смысле этого слова. Нутром своим мужик чувствует нравственный закон как условие блага и на уклонение от этого закона смотрит, как на зло, ведущее к смерти. Здоровый народ боится греха и презирает его, не давая себе в том отчёта. Как бессознательно выработалось у нас отвращение к некоторым насекомым и гадам, в народе в течение веков выработалось безотчётное отвращение к некоторым поступкам, и только этою безотчётною нравственностью, основанною на глубоком признании закона жизни, последняя и держится. Ни в какой стране народ не может рассуждать, как Ницше, не может додуматься до злого сверхчеловека. Такой человек всюду понимается как "негодяй", т.е. человек, негодный к жизни. Это — разбойник, его боятся, как гада, и всюду истребляют. Напротив, все народы, начиная с глубокой древности, додумались до доброго сверхчеловека, будет ли это народный заступник от внешних бед вроде Геркулеса, Самсона или Ильи Муромца, — или такой же заступник от зла внутреннего — человек праведный, вроде Иова или христианских подвижников. Народ в своей массе из века в век тянется к благочестию, к чистоте, к смирению и незлобливости, и всё противоположное считает грехом. Народу не свойственно уважать то, что разрушает жизнь, — он бессознательно чтит лишь то, что её строит. /Красивый цинизм. 1900 г./

Монтень М.

  • Лучшее государственное устройство для любого народа — это то, которое сохранило его как целое.
  • Простой народ не в силах судить о вещах на основании их самих и легко поддаётся случайным влияниям и видимости.

Наполеон Бонапарт

  • Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую.
  • Слабость верховной власти — самое страшное из народных бедствий.

Народ и душа

  • В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа. /Густав Фрейтаг/
  • Душа христианка, народ сталинист! /Проханов А.А./
  • Народ без совести — народ без души. Народ без души — народ, который не может выжить. /Черчилль У./
  • Народ может потерять очень многое, претерпевать всевозможные катастрофы и быть ещё в состоянии подняться. Но им всё потеряно, и ему уже никогда не подняться, если он потерял свою душу. /Лебон Г. Психология народов и масс/
  • Поэзия — как ступень сверхракеты, которая выносит её на орбиту Духа! Без поэзии нет народа. И поэты, тем более великие, не имеют права проигрывать битву за русские души! Мы не имеем права потакать нашим врагам. /Игорь Тюленев/

Народ и судьба

  • Военачальник — это судьба народа. /Хельмут фон Мольтке/
  • Не прочна судьба народа, когда она зависит от воли, вернее, от нрава одного человека. /Марк Туллий Цицерон/
  • По нашему мнению, верить, что формы правления и конституции имеют определяющее значение в судьбе народа — значит предаваться детским мечтам. Только в нём самом находится его судьба, но не во внешних обстоятельствах. /Лебон Г. Психология народов и масс/

Некрасов Н.

  • Народ редко выражает свои приговоры о людях с определительностию, принятой в других классах; дурак, подлец почти не употребительны в его словаре; у него свои условные определения личностей, замечательные какой-то деликатной уклончивостью, которая, впрочем, не лишена меткости, заменяющей жёсткую определительность приговоров образованного класса. Тетеря, ворона, сорока, пропащий человек, вахлак, войлок, увалень, рохля — все эти названия и множество подобных беспрестанно слышатся на языке народа, и по ним он расценивает окружающие его характеры, может быть, ещё вернее и точнее, чем общество, щедрое на резкие эпитеты. /Тонкий человек его приключения и наблюдения/

Римское общество

  • Народ, который напыщен гордостью, точно так же, как и тот, который ожесточён от страданий, не в состоянии верно оценить своего действительного положения. /Гиббон Эд.История упадка и крушения Римской империи/

Гаспаров М.Л.

…Третьим и низшим сословием римского общества оставался народ — крестьяне, ремесленники, городская чернь. Жители Рима и его окрестностей периодически собирались на народные собрания: здесь народ должен был выбирать голосованием всех должностных лиц, вплоть до консулов. В эпоху республики народное собрание представляло собой реальную политическую силу, и народ немало наживался, получая взятки с кандидатов. В эпоху империи роль его свелась на нет, и оно только подтверждало кандидатуры, назначенные императором и одобренные сенатом.
Требованием обедневшего римского простонародья было «хлеба и зрелищ!». Даровыми (или удешевленными) раздачами хлеба распоряжались часто сами императоры; поразить народ зрелищами или пышными постройками стремился каждый, кто искал популярности ради карьеры. Зрелища обычно бывали трёх видов: в театре — комедии-фарсы, «мимы», обычно из повседневной жизни; в амфитеатре — травля зверей и гладиаторские бои; в цирке – скачки колесниц. В порядке особой роскоши устраивались «навмахии», инсценировки морских сражений в специально вырытых прудах.
/Гаспаров М.Л. Предисловие. «Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей»/

Шиллер Фр.

  • Изменчива приверженность народа, И столь же зыбок приговор его. /Мария Стюарт/
  • Когда народ во что-то крепко верит, Становится весомей правды ложь.

Эренбург Ил.

  • Война для народов — это слёзы и кровь, это вдовы и беспризорные, это раскиданное гнездо, погибшая молодость и оскорблённая старость…
  • Нужно отказаться от развития в подрастающем поколении неуважения и вражды к другим народам. Нужно бороться со всеми проявлениями национальной и расовой спеси. Развитие человеческой культуры несовместимо с обособленностью, с созданием искусственных барьеров, с оголтелыми нападками на культуру и жизнь других народов.

Фильмы

  • Народ. hi. Avam, 1987 / en. The Public