Ладья (судно)
Ладья (судно) /[[]]/
Рувики
https://ru.ruwiki.ru/wiki/Ладья_(судно) Ладья (судно). Ладья (в северных говорах ло́дья), дубас[1] — древнерусское и поморское парусно-вёсельное морское и речное судно, предназначенное для гражданских и военных целей. Также это название применяется к подобным по конструкции судам (древних египтян, викингов).
Древними вендами (венедами) ещё в VIII веке использовался термин lodja. Аналогичны ему термины: в Германии (Люнебург) — lida (ляда), в Чехии — lodie, в Польше — łódź, в Эстонии — lodja. Древнешведское lodhia, вероятно, заимствование из восточнославянских языков.
В Русской Правде в списке 1282 года перечислены лодья, морская лодья, набойная лодья, чёлн и струг.
В Древней Руси большую плоскодонную ладью с парусом и вёслами называли «ушкуй»[2][3].
Развалистую печорскую ладью в конце 19 века называли «брусянка»[4].
В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья — всякое речное судно, особенно больших размеров, в противоположность мелким судам, которые назывались межеумками.
Таким образом, в славянских языках ладья (лодья) со временем стало собирательным словом, обобщающим парусно-гребные речные и прибрежные морские суда малой осадки, сходные по конструкции.
Археология
Наиболее ранние свидетельства использования в Древней Руси клинкерных дощатых судов ладейного типа прослеживаются с IX века по находкам в Старой Ладоге досок судовой обшивки, железных заклёпок и Т-образной стойки судового навеса (подобные стойки использовались на судах викингов, в частности, на судне из Гокстада). С X века находки ладейных заклёпок широко известны на многих раннегородских и торгово-ремесленных центрах Древней Руси (Новгород, Гнездово, Киев и др.)[5].
В 2018 году было обнаружено цельное судно допетровского времени на берегу Онежского озера, недалеко от Вытегры. Время изготовления судна определено благодаря анализу древесины, датированной 1633 — 1649 годами. Размеры судна достигают 22 метра в длину и 2,5 метра в ширину. [6][7][8]
Письменные источники
При преодолении естественных или искусственных препятствий, недоступных для судоходства, ладьи тащились волоком. Согласно письменным источникам, Древнерусское государство в IX веке обладало флотом, состоящим из как минимум 200 ладей. Ладьи в Древней Руси, имели двойное назначение:
Это было возможно благодаря отсутствию на ранних русских кораблях специфических военных приспособлений. Основной тактикой тогдашнего русского флота был абордаж. Один византийский дромон, как правило, захватывался (абордировался) двумя — тремя лодьями. Также использовался приём прохода вдоль борта вражеского корабля с целью поломки его вёсел и лишения хода. В качестве средств борьбы с вражескими кораблями также использовались ручные тараны. В схватках одиночных кораблей ладьи, имевшие меньшие габариты, сворачивали паруса и до сумерек старались держаться со стороны солнца на срезе горизонта. С наступлением сумерек ладьи устремлялись к противнику и заставали врасплох. В результате феодальной раздробленности, а затем ордынского нашествия, в результате которого Древняя Русь попадает в политическую зависимость Монгольской империи, даже нерегулярные морские силы у древнерусских княжеств отсутствуют. Единственным возможным исключением была Новгородская земля, имеющая выход к Балтийскому и Белому морям. Для противодействия экспансии шведов, новгородцы строили корабли, участвовавшие в операциях (например, при освобождении новгородско-псковскими войском крепости Орешек в 1349 году). У викингов ладьи были с симметричным носом и кормой длиной до 40 метров и большим числом гребцов-воинов[10]. Использовали ладьи и в Булгарии. Развитие морской торговли в России, в XIII — XIV веках, привело к модернизации и значительному увеличению размеров судов в: длину до 25 метров, в ширину до 8 метров. Соответственно увеличилась и грузоподъёмность до 200 тонн. Такие суда имели до трёх мачт, с прямым парусным вооружением на первых двух и гафельным на последней мачте, общая площадь парусов была до 500 квадратных метров[11].
Также северные (поморские) мореходные трёхмачтовые лодьи могли взять до 20 тонн груза (в начале XVI века — до 300 тонн[12]), и имели скорость до 13 километров в час[10]. На торговых лодьях поморы ходили торговать в Англию, на Грумант, в Мангазею и в государства Скандинавии[13]. |
См. также
- Драккар
- Кнорр
- Коч
- Межеумок
- Насад
- Паузок
- Струг
- Солнечные ладьи (Древний Египет)
- Ушкуй
Категории:Суда по алфавиту Типы военных кораблей Типы парусных судов Лодки
Содержание доступно по лицензии (CC BY-SA 4.0)