Зависть

Материал из Dasplus

За́висть /Envii/

Рувики

https://ru.ruwiki.ru/w/index.php?title=Зависть За́висть — социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств[1], возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает.

По Словарю Даля, зависть — это «досада по чужом добре или благе», завидовать — «жалеть, что у самого нет того, что есть у другого»[2]. По Словарю Ушакова, называется «желанием иметь то, что есть у другого»[3]. Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье»[4]. «Зависть полагает начало раздору [среди людей]», — отмечал Демокрит (фр. 631)[5].

Бертран Рассел сказал, что зависть — одна из самых мощных причин несчастья[6], приносящая горе тем, кто завидует, и в то же время побуждающая их причинять боль другим.

Исследования зависти

В работах философов зависть рассматривается как общечеловеческое явление, отмечаются её деструктивные функции в стремлении обладать тем, что принадлежит другому и является предметом зависти, либо в желании отобрать, присвоить достижения другого[7].

Разностороннее исследование зависти как культурного феномена, различно себя проявляющего, представил Гельмут Шёк в своей работе «Зависть: теория социального поведения»[1].

Исследования в Национальном институте радиологии (NIRS) Японии, проведённые под руководством Хидехико Такахаси (Hidehiko Takahashi), показали, что реакция мозга во время зависти проходит в основном в передней части поясной извилины, при этом тот же регион мозга играет ключевую роль при болевых ощущениях[8].

Содержание доступно по лицензии (CC BY-SA 4.0)

Цитаты

  • Больше всего ненавидят то, чему больше всего завидуют. /Генри Луис Менкен/
  • В зависти, среди прочего, заложена и любовь к справедливости. /Уильям Хэзлитт/
  • Вы охотно рассуждаете о чужой жизни и чужой смерти; стоит упомянуть при вас имя какого-нибудь великого мужа, стяжавшего особую славу, как вы кидаетесь на него с лаем, словно деревенские дворняжки на незнакомого прохожего. Видно, вам выгодно, чтобы ни один человек не казался добрым, как будто чужая добродетель станет укором вашим недостаткам. Полные зависти, вы сравниваете свою грязь с чужим великолепием, не понимая, насколько этим вредите самим себе. В самом деле, если их, стремящихся только к добродетели, следует признать всё же корыстными, распутными и тщеславными, то кем же окажетесь в сравнении с ними вы, для кого само имя добродетели ненавистно? /Сенека. О блаженной жизни. XIX, 2/
  • Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет. /Д.И. Фонвизин. Недоросль/
  • Есть исковерканные люди, которые не могут выносить даже присутствия красоты. Слуги Аримана. Продукт старой обиды и комплекса неполноценности. Зависть правит миром. /Беляков Е./
  • — Завидую вам. — А я — вам. У вас есть самое главное, молодость. Все ваши обретения впереди. /Фаулз Дж. Волхв/
  • Завистники на что ни взглянут, Подымут вечно лай; А ты себе своей дорогою ступай: Полают да отстанут. /Крылов И.А./
  • Зависть — вот основа демократии. /Бертран Рассел/
  • Зависть полагает начало раздору [среди людей]. /Демокрит/
  • Зависть — прекрасный стимул для развития творческого потенциала, которого не хватает на что-то дельное. /Стрип М./
  • Зависть — признание себя побеждённым. /Скрябин А.Н./
  • Зависть. Это как энергия, она просто есть. А для чего ты её используешь, на плюс или минус — это уже твой выбор. /Юта Табулина/
  • Испытывая чувство зависти, люди часто забывают о том, что кем бы ни был человек, которому они завидуют, у него есть много невидимых глазу сложностей, которые вряд ли кто-либо хотел бы иметь вместе с желаемыми преимуществами. //
  • Как ржавчина съедает железо, так завистников — их собственный нрав. /Антисфен/
  • Кто добродетелен, тех травят бессердечно; Завистники умрут, но зависть будет вечно. /Мольер/
  • Не будем ссориться — пусть нам завидуют. /Вампилов А. Из записных книжек/
  • Ненависть — активное чувство недовольства; зависть — пассивное. Не надо поэтому удивляться, если зависть быстро переходит в ненависть. /Гёте И.В./
  • Не нужно ненавидеть людей, которые завидуют. Ведь они признают, что ты лучше. /Моника Беллуччи/
  • Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем настроении. /Диоген/

Гельмут Шёк о зависти в группе

Итак, проблема зависти ярче всего проявляется в том случае, когда человек хочет жить уединенно и стремится к одиночеству, потому что он желает поразмышлять и, может быть, создать нечто новое.

Индивид, который способен желать одиночества и переносить его в течение какого-то времени или даже наслаждаться им, противопоставляет себя остальным и возбуждает зависть коллектива.
Тех, кто неспособен находиться в одиночестве, раздражает, что каждый, кто умеет быть один, избегает социального контроля.

Власть группы над индивидом почти полностью зависит, в сущности говоря, от неспособности человека жить без одобрения группы или её приятия.

Эта жажда «статуса» в одной или нескольких первичных группах и является основным рычагом социального контроля.

Итак, одинокий человек становится жертвой зависти тех, кто недоволен его свободой от общества, которую он отстаивает.
Кроме того, есть еще и жадное любопытство, зависть к тому, что индивид, возможно, получит от своего одиночества:

  • а вдруг он изобретёт или придумает что-то, что возвысит его над остальными?
  • будет ли у него возможность завершить своё стихотворение, книгу или свой личный труд?

Следовательно, каждый, кто, чтобы осуществить свои личные цели, отстаивает право на свое личное время жизни или, точнее, на маленькую порцию своего ограниченного запаса времени и исключает оттуда других, в по-настоящему экзистенциальном смысле противопоставляет себя этим другим, завистливым людям, создавая этот наиболее элементарный вид собственности - индивидуальное переживание личного времени жизни; и он не может пережить полноту этого опыта, если у него нет мужества удалиться от общества других.

В принципе любой человек, предпочитающий свое собственное общество обществу других, всегда вызывает раздражение.

/Зависть. Теория социального поведения/