Зависть
За́висть /Envii/
Рувики
https://ru.ruwiki.ru/w/index.php?title=Зависть За́висть — социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств[1], возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает.
По Словарю Даля, зависть — это «досада по чужом добре или благе», завидовать — «жалеть, что у самого нет того, что есть у другого»[2]. По Словарю Ушакова, называется «желанием иметь то, что есть у другого»[3]. Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье»[4]. «Зависть полагает начало раздору [среди людей]», — отмечал Демокрит (фр. 631)[5].
Бертран Рассел сказал, что зависть — одна из самых мощных причин несчастья[6], приносящая горе тем, кто завидует, и в то же время побуждающая их причинять боль другим.
Исследования зависти
В работах философов зависть рассматривается как общечеловеческое явление, отмечаются её деструктивные функции в стремлении обладать тем, что принадлежит другому и является предметом зависти, либо в желании отобрать, присвоить достижения другого[7].
Разностороннее исследование зависти как культурного феномена, различно себя проявляющего, представил Гельмут Шёк в своей работе «Зависть: теория социального поведения»[1].
Исследования в Национальном институте радиологии (NIRS) Японии, проведённые под руководством Хидехико Такахаси (Hidehiko Takahashi), показали, что реакция мозга во время зависти проходит в основном в передней части поясной извилины, при этом тот же регион мозга играет ключевую роль при болевых ощущениях[8].
Содержание доступно по лицензии (CC BY-SA 4.0)
Цитаты
|
Гельмут Шёк о зависти в группе
Итак, проблема зависти ярче всего проявляется в том случае, когда человек хочет жить уединенно и стремится к одиночеству, потому что он желает поразмышлять и, может быть, создать нечто новое. Индивид, который способен желать одиночества и переносить его в течение какого-то времени или даже наслаждаться им, противопоставляет себя остальным и возбуждает зависть коллектива. Власть группы над индивидом почти полностью зависит, в сущности говоря, от неспособности человека жить без одобрения группы или её приятия. Эта жажда «статуса» в одной или нескольких первичных группах и является основным рычагом социального контроля. Итак, одинокий человек становится жертвой зависти тех, кто недоволен его свободой от общества, которую он отстаивает.
Следовательно, каждый, кто, чтобы осуществить свои личные цели, отстаивает право на свое личное время жизни или, точнее, на маленькую порцию своего ограниченного запаса времени и исключает оттуда других, в по-настоящему экзистенциальном смысле противопоставляет себя этим другим, завистливым людям, создавая этот наиболее элементарный вид собственности - индивидуальное переживание личного времени жизни; и он не может пережить полноту этого опыта, если у него нет мужества удалиться от общества других. В принципе любой человек, предпочитающий свое собственное общество обществу других, всегда вызывает раздражение. /Зависть. Теория социального поведения/ |