Гениальность

Материал из Dasplus

Гениа́льность /Genio/

Рувики

https://ru.ruwiki.ru/wiki/Гениальность Гениальность. Гениа́льность (от лат. genius — «дух») — высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности[1], который проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры. О гениальности говорят, когда достижения расцениваются как новый этап в определённой сфере деятельности, считаются опережающими своё время, формируя зону ближайшего развития культуры[2]. Традиционно (начиная с И. Канта) термин «гениальность» связывают с представлениями о таланте, однако многие авторы (например, Ч. Ломброзо, В. Гирш, А. В. Либин) систематически различают эти понятия[3].

Этимология

В римской мифологии существовали гении — личные ду́хи человека. В связи с тем, что, как казалось, достижения отдельных индивидуумов указывали на наличие особо мощного гения, ко времени Октавиана Августа это слово начало приобретать второй смысл — «вдохновение, талант»[4].

Сущность гениальности

Также гениальность определяется как практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, признаваемых шедеврами, часто с опозданием. Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. В отличие от большинства талантливых индивидуумов, гений создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.

Как правило, гениальность подразумевает собой высокую скорость работы и продуктивность в какой-либо деятельности[5]. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения, побуждающего к новаторству в ремесле. С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.

В отличие от талантливых людей, многие гении, особенно сегодня, проявляют себя лишь в одной области (например, математике, поэзии или живописи)[6], но универсальны в ней. Имея врождённые способности к эффективной деятельности в какой-либо из областей, гений, в отличие от просто высоко одарённого человека, создаёт качественно новые творения и открывает не изведанные ранее пути для творчества[7].

Гении часто обладают низким эмоциональным интеллектом[8] [нет в источнике], что приводит к шизофрении или биполярному аффективному расстройству[9][10]. При этом выделяют «психотическую» гениальность, свойственную людям искусства, которую связывают с биполярным аффективным расстройством (маниакально-депрессивным психозом), когда болезнь способствует созданию гениальных работ[11]. Впрочем, попытки обнаружить универсальные психопатологические аспекты личности гениальных людей несостоятельны: гениям присущи колоссальные индивидуальные различия в области своей деятельности, умений, интересов, культуры[7].

Европейский культ гениальности сопровождался становлением философии буржуазного индивидуализма, достигшей кульминации в период романтизма.

В XX веке феномен гениальности становится предметом множества социологических и физиологических исследований[12].

Категории:Человеческие характеристики Черты личности Одарённость

Содержание доступно по лицензии (CC BY-SA 4.0)

Большая советская энциклопедия

ГЕНИАЛЬНОСТЬ, в обычном словоупотреблении, высшая степень творческих дарований (главн. обр. в области эстетической), свойственная отдельным выдающимся личностям — г е н и я м (лат. genius). В греч. философии гений был символом внутренней жизни человека, его вдохновения (daimonion Сократа). Позднее гений стал олицетворять творческую силу вообще, а с начала 18 века гениями стали называться и сами носители этих сил — наиболее выдающиеся люди. Однако, Кант термин «гений» употреблял только по отношению к художественным дарованиям: «гений есть врожденный э м о ц и о н а л ь н ы й талант, к-рый управляет творчеством». Вместе с рядом философов 18 века (Лейбниц, Лессинг, Дидро, Шефтсбери), Кант основной особенностью гения считал «творческие, интуитивные» способности. Но уже Гельвеций указывал, что ничего иррационального, интуитивного в Г. не заключается: как гении рассматриваются те, кто своевременно родился — работают многие, закончивший работу получает славу и имя гения.
Вопрос об особых «творческих» способностях гения занимал и многих современных исследователей. Нек-рые ученые в наст. время эти «творческие», эмоционально действующие способности гения-художника думают связать с «глубинной», управляющей инстинктами, личностью. Иенш описал, напр., людей с особой способностью наглядно, с яркостью галлюцинаций, воспроизводить перед собой только-что виденное или даже только умственно представляемое; эти люди обладают, кроме того, рядом других физиологических особенностей (Иенш назвал их э й д е т и к а м и); ряд выдающихся поэтов (Гёте, Гофман) были несомненно такими эйдетиками. Однако, эти особенности вовсе не обязательны для продуктивной работы выдающегося исследователя: многие важные научные открытия сделаны путем последовательного рационального мышления.
Г. не статически-биологическое, а общественно-динамическое явление. С точки зрения личных особенностей и дарований, гений вне определенной области ничем не отличается от высокоталантливых людей. Большой интерес представляют исследования о наследственности Г. И здесь, однако, дело идет, в сущности, не о наследственности Г. как таковой, а о наследственности высокой талантливости. Гальтон и др. исследователи нашли, что в семьях высокоталантливых людей гораздо больше талантливых членов, чем в населении вообще. Но наследственный состав высокой талантливости требует такого большого числа различных особенностей, что полное совпадение их в одном лице и в этих семьях встречается редко. В большинстве случаев талантливые люди имеют гораздо худшее, чем они сами, потомство, т. к. их наследственные особенности расщепляются в потомстве на отдельные части. Г., для проявления которой необходимо, кроме наследственных особенностей, особое сочетание исторических обстоятельств, связана с наследственностью (с личными биологическими особенностями) лишь постольку, поскольку и гениальные люди принадлежат к людям высокоталантливым.
Интересен вопрос о связи Г. и помешательства, трактовавшийся со времени Моро и Ломброзо многими исследователями-психиатрами. Легко видеть, что в тех случаях, где для гениальности имеет значение яркое выявление «глубинных» особенностей (эмоциональное творчество), эта связь биологически понятна. Психические болезни также прежде всего связаны с особенностями «глубинной» личности. Однако, психические болезни обычно сопровождаются недостаточностью высшей «корковой» личности, а для продуктивной работы гения необходимы и высокие корковые особенности. Этим гений резко отличается, противополагается душевнобольным, хотя в потомстве его глубинные особенности, отщепившись, могут дать психические болезни, да и у самого гения в известных случаях, вне зависимости от его положительных качеств, они могут дать и патологические особенности.
Лит.: L a n g e - E i c h b a u m W., Genie — Irrsinn und Ruhm, München, 1928 (всесторонний обзор предмета, обширн. лит.—1.652 названия).
Т. Юдин.

(Б. С. Э.; т. XV, 1929; с. 207—209)

/ВКонтакте. Олег Чагин/ https://vk.com/wall49591166_62055

Ссылки

Цитаты

  • Бертран Рассел сначала относился к СССР и Ленину крайне отрицательно, но потом изменил свою точку зрения. У него есть фраза о том, что Альберт Эйнштейн был гением мысли, а Владимир Ленин был гением действия. То, что Владимир Ильич смог, это было уникально. /Алфёров Ж./
  • Всё уже испытано, и чтоб проложить в искусстве новую дорогу, нужен гений или, по крайней мере, великий талант, а гении и великие таланты не родятся десятками и дюжинами. /Белинский В. Русская литература в 1843 году/
  • Гениален нынче тот, кто первым заявил об этом. /Никулин Н./
  • Гениальность — это как раз то, что не укладывается ни в какие рамки. /Гранин Д./
  • Гений всегда боится, что он отчасти графоман, графоман никогда не сомневается, что он — гений. /Паустовский К.Г./
  • Гений должен быть рождён, а не проплачен. /Оскар Уайльд/ en. Genius is born — not paid. /Oscar Wilde/
  • Гений — есть мужество чьего-либо таланта. /Витгенштейн Л./
  • Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении. /Ньютон И. (приписывается)/
  • Гений — это гены плюс огромная работа. /Черниговская Т.В./
  • Гений — это своего рода инопланетянин, отправленный на планету с миссией. Ему крайне дискомфортно на планете. Он чаще всего не может жить обычной человеческой жизнью. Жёны, дети, фонтанчики — всё это мешает гению для выполнения его дела. А цель — качественно изменить движение, приостановить тупиковое развитие, выстроить вехи, попытаться не сойти с ума от массовой глупости.
    Лучше всего о гении сказал Шопенгауэр: "Талант попадёт в цели, в которые никто попасть не может, а гений — в цели, которые никто не видит". Причём добавлю от себя, у таланта есть выбор. У гения нет выбора. /Казиник М./
  • Гений — это тот, кто занимается любимым делом, но само по себе занятие любимым делом не делает человека гением. //
  • Гений — это умение попасть из точки A в точку D, минуя B и C. /Невидимка. Hollow Man, 2000/
  • Долголетие — это месть таланта гению. /Сирил Коннолли/
  • Есть гении, которые проявляют себя где угодно, могут и в шахматах, но это — случай. Они могут проявить себя в чём угодно. Специального шахматного таланта не существует. /Корчной В.Л./
  • — Кажется мне, среди учёных, которые чересчур проворно шевелили мозгами, началась эпидемия временного помешательства. Грэхем хмыкнул, но ничего не ответил. — Гениальность и вообще-то сродни безумию, — продолжал Воль, явно собираясь углубиться в теоретические изыскания. К тому же, знания нельзя накапливать бесконечно. Кое–какие лучшие умы, безусловно, могут выйти из строя, пытаясь объять необъятное. — Ни один ученый не пытается объять необъятного. Ни единый мозг не способен вместить бесконечную уйму знаний. Будучи знатоком в своей области, учёный может оказаться сущим профаном в том, что выходит за пределы его академических интересов. /Рассел Эр.Фр. Миг возмездия/
  • Книги — это зеркала: если туда заглядывает дурак, нельзя ожидать, что оттуда выглянет гений. /Роулинг ДЖ./
  • Люди слабы, потому что рассеянны; гений есть внимание, а внимание — воля ума. //
  • Люди, одарённые исключительно способностями шахматистов. Это особые гении, которым полёт фантазии, настойчивость и мастерство точности свойственны не меньше, чем математикам, поэтам и композиторам, только в ином сочетании и с иной направленностью. /Цвейг Ст./
  • Простота — это то, что труднее всего на свете: это крайний предел опытности и последнее усилие гения. /Ж. Санд/
  • Секрет гениальности в том, чтобы сохранить дух детства на всю жизнь, и никогда не терять энтузиазм. /Олдос Хаксли/
  • Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным — мстят. /Паганини Н./
  • Угнетай себя до гения. /Шукшин В.М./
  • Человечество родит примерно одинаковое количество гениев и знаменитых убийц. Последние века эта пропорция нарушена и появляются — гениальные убийцы. /Вампилов А. Из записных книжек/
  • Что бы вы ни могли сделать или о чём бы вы ни мечтали — приступайте. В дерзости есть гений, и сила, и волшебство. Приступайте немедленно! /Гете И.В./

Дистерверг А.

  • Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны. Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

Ежи Лец

  • Гениальное произведение и дурак поймёт. Но ведь совершенно иначе!
  • Миг познания своей бездарности — это проблеск гения.

Брюс Ли

  • Я не боюсь того, который изучал 10 000 различных ударов; я боюсь того, кто изучил один удар 10 000 раз.

Наполеон Бонапарт

  • Гений состоит в умении отличать трудное от невозможного.

Стендаль

  • Одна из отличительных черт гения заключается в том, чтобы не мыслить по шаблону толпы.
  • Первый инструмент человеческого гения — его язык.

Фишер Р.Дж.

  • Когда я выигрываю, я гений. Когда не выигрываю, я не гений.
  • Я возражаю, когда меня называют шахматным гением, потому что считаю себя всесторонним гением, которому просто выпало играть в шахматы. Мусор вроде Каспарова можно назвать шахматным гением, но он — как учёный идиот. Он не знает ничего кроме шахмат.

Шопенгауэр А.

  • Чтение (Шопенгауэр А.)
  • Талант достигает цель, которую никто не может достичь; гений — ту, которую никто не может увидеть.
  • Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.
  • Талант — это способность попасть в цель, в которую никто не может попасть, а гений попадает в цель, которую никто не видит.

Шоу Дж.Б.

  • Для блага общества необходимо, чтобы гений имел право подстрекать к бунту, богохульствовать, оскорблять общественное мнение, развращать юные умы — иными словами, шокировать наших тётушек и дядюшек.
  • Здравый смысл и трудолюбие компенсируют в вас нехватку таланта, тогда как вы можете быть гениальным из гениальных, однако по глупости загубите свою жизнь.

Эдисон Т.

  • Гений — это 1 процент вдохновения и 99 процентов потения.
  • Секрет гения — это работа, настойчивость и здравый смысл.

О Эдисоне

Однажды один маленький мальчик вернулся домой из школы и передал матери письмо от учителя. Ни с того ни с сего мама вдруг начала плакать, а затем зачитала сыну письмо вслух: «Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами». Много лет после смерти матери он пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: «Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома». Мальчика звали Томас Эдисон и к тому времени он уже стал одним из величайших изобретателей века. Эдисон прорыдал несколько часов подряд. Затем он записал в свой дневник: «Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века». Цените своих матерей! Только они любят нас такими, какие мы есть и верят в нас, несмотря ни на что.

Эйнштейн Альб.

  • Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой.
  • Однажды девятилетний сын Эйнштейна спросил отца: — Папа, почему собственно, ты так знаменит? Эйнштейн рассмеялся, задумался, а потом объяснил: — Видишь ли, когда слепой жук ползёт по поверхности шара, он не замечает, что пройденный им путь изогнут, мне же посчастливилось заметить это.
  • Порядок нужен лишь глупцу, гений властвует над хаосом.
  • Разница между гениальностью и глупостью в том, что у первой есть свои границы.
  • Я слишком сумасшедший, чтобы не быть гением.

Фильмы

  • Безумный гений. Mad Genius, 2017
  • Бобби Джонс. Гений удара. Bobby Jones. Stroke of Genius, 2004
  • Мисс Конгениальность. Miss Congeniality, 2000
  • Настоящий гений. Real Genius, 1985
  • Проблеск гениальности. Flash of Genius, 2008