Гамбит Блэкмара (шахматы)
Гамбит Блэкмара /[[]]/
Рувики
https://ru.ruwiki.ru/w/index.php?title=Гамбит_Блэкмара Гамби́т Блэ́кмара (в литературе также встречается написание Гамбит Блекмара[1][2]) — шахматный дебют, разновидность дебюта ферзевых пешек. Начинается ходами:
- d2-d4 d7-d5
- e2-e4.
Назван по имени американского шахматиста Арманда Блэкмара (1826—1888).
История
Комбинация 1. d2-d4 d7-d5 2. e2-e4 встречалась с середины XIX века. В 1880-х гг. А. Блэкмар разработал вариант 1. d2-d4 d7-d5 2. e2-e4 d5:e4 3. f2-f3 (ряд источников[1][3] именно эту комбинацию определяет как «Гамбит Блэкмара»). Основная идея американского шахматиста состояла в том, что чёрные продолжат игру путём 3. …e4:f3, а белые после 4. Кg1-f3 получат перевес в развитии и открытые линии, гарантирующие им преимущество в обмен за пожертвованную пешку (см. примерную партию № 1).
В 1893 году польский шахматист И. Попиль вместо 3. f2-f3 предложил играть 3. Кb1-c3, чтобы на 3. …Кg8-f6 продолжить 4. Сc1-g5 (см. польский гамбит).
В дальнейшем, однако, дебют распространения не получил, так как вскоре было найдено эффективное опровержение 3. …e7-e5! (см. примерную партию № 2).
В 1932 году немецкий мастер Эмиль Димер модифицировал идею А. Блэкмара, разработав на её основе собственный дебют (см. гамбит Блэкмара — Димера). Некоторые издания[4] к гамбиту Блэкмара — Димера относят также гамбит Блэкмара и рассматривают их как один дебют, начинающийся после ходов 1. d2-d4 d7-d5 2. e2-e4.
Современная теория рассматривает гамбит Блэкмара как интересную, но не вполне корректную попытку борьбу за дебютный перевес, так как при точной игре чёрные способны парировать угрозы противника, белые, в свою очередь, не всегда имеют достаточную компенсацию за пешку. Вследствие этого дебют в турнирной практике встречается редко, однако при игре белыми против новичков может привести к быстрому и красивому выигрышу.
Содержание доступно по лицензии (CC BY-SA 4.0)