Гайдар, Аркадий Петрович

Материал из Dasplus

Арка́дий Петро́вич Гайда́р /[[]]/

Рувики

https://ru.ruwiki.ru/wiki/Гайдар,_Аркадий_Петрович Гайдар, Аркадий Петрович. Арка́дий Петро́вич Гайда́р (настоящая фамилия — Го́ликов; 9 [22] января 1904, Льгов, Курская губерния — 26 октября 1941, близ села Лепляво, Каневский район, Черкасская область) — русский советский детский писатель, сценарист и прозаик, журналист, военный корреспондент. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Классик детской литературы, известный главным образом рассказами и повестями об искренней дружбе и боевом товариществе.

Литературная деятельность

Писатель стал классиком детской литературы, прославившись произведениями об искренней дружбе и боевом товариществе.

Псевдоним

Первые свои произведения «В дни поражений и побед», «Р. В. С.» Аркадий Голиков подписал подлинной фамилией. Псевдоним Гайдар впервые появился в ноябре 1925 года в пермской газете «Звезда» под рассказом «Угловой дом»[* 23]. Писатель никогда не рассказывал, как возникло это слово[68]. Если приставали с вопросом, Гайдар отделывался шуткой[8].

После его гибели писатель Борис Емельянов заявил, что по-монгольски «гайдар» — «всадник, скачущий впереди». Голиков служил в Хакасии, рядом с Монголией. Однако в монгольском языке слова «гайдар» в подобном значении не существует, кроме того, как предполагал Тимур Гайдар, отец не мог взять такой символичный псевдоним, так как отличался скромностью. Тимур Аркадьевич, называя отца большим выдумщиком, посчитал, что литературный псевдоним расшифровал школьный товарищ отца А. М. Гольдин: «Г» — первая буква фамилии Голиков, «АЙ» — первая и последняя буквы имени, «Д» — по-французски — «из» (Голиков изучал французский и очень полюбил этот язык), «АР» — первые буквы названия родного города. Г-АЙ-Д-АР — Голиков Аркадий из Арзамаса[68].

Другую версию привёл Владимир Солоухин в повести «Солёное озеро»[24]. Солоухин, ссылаясь на рассказ своего друга, пишет, что Голикова так прозвали жители Хакасии. «Гайдар» — слово чисто хакасское, только правильно оно звучит не «гайдар», а «хайдар» и означает не «вперёд идущий», а просто «куда». А это слово прилепилось к Голикову потому, что он у всех спрашивал: «Хайдар?» То есть: «Куда ехать?»[68]

Ещё одна версия, которую иногда называют самой неправдоподобной: «гайдар» — по-украински — «овечий пастух». Аркадий родился в Льгове Курской области и мог слышать это слово от соседей-украинцев, но сомнительно, что он взял себе псевдоним с таким смыслом[68]. Однако работники библиотеки-музея Гайдара в Каневе[* 24] рассказывают, что первое появление псевдонима в 1925 году случилось сразу после пешего путешествия журналиста Голикова из Харькова в Донбасс, во время которого он в Змиевском районе Слобожанщины услышал это слово — там так называли пастухов овец[69].

Наиболее известные произведения

  • «P.B.C.» (1925),
  • «Школа» (1930),
  • «Четвёртый блиндаж» (1930),
  • «Дальние страны» (1932),
  • «Военная тайна» (1935),
  • «Голубая чашка» (1936),
  • «Судьба барабанщика» (1938),
  • «Чук и Гек» (1939),
  • «Тимур и его команда» (1940),
  • «Горячий камень» (1941).

В произведениях 1930-х годов преобладала героизация и романтизация Гражданской войны, преданность идеалам первых лет советской власти.

Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение «Тимур и его команда» фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров. С. Маршак называл Гайдара «всесоюзным вожатым».

А. Гайдар в письме Р. И. Фраерману перечислил писателей, оказавших наибольшее влияние на его творчество: «Весь и всем я обязан Гоголю, Гофману, Диккенсу и Марку Твену»[70].

Библиография

  • 1925 — «В дни поражений и побед»
  • 1925 — «Р. В. С.»
  • 1925 — «Угловой дом»
  • 1926 — «Жизнь ни во что» («Лбовщина»)
  • 1927 — «Лесные братья» («Давыдовщина»)
  • 1927 — «Всадники неприступных гор»
  • 1929 — «На графских развалинах»
  • 1930 — «Школа»
  • 1931 — «Четвёртый блиндаж» (рассказ)
  • 1931 — «Обыкновенная биография» (рассматривалось автором как продолжение «Школы»; не окончено)
  • 1932 — «Дальние страны»
  • 1933 — «Пусть светит» (рассказ)
  • 1933 — «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» (впоследствии печаталась как часть повести «Военная тайна»)
  • 1935 — «Военная тайна»
  • 1936 — «Голубая чашка» (рассказ)
  • 1936 — «Бумбараш» (не окончено)
  • 1939 — «Судьба барабанщика»
  • 1939 — «Дым в лесу» (рассказ)
  • 1939 — «Чук и Гек»
  • 1939 — «Прохожий» (пьеса)
  • 1940 — «Тимур и его команда»
  • 1940 — «Комендант снежной крепости» (киноповесть)
  • 1941 — «Клятва Тимура» (киносценарий)
  • 1941 — «Горячий камень» (рассказ)

Современные оценки творчества

Михаил Веллер в своей лекции «Задачи литературы в свете глобализации», прочитанной в университете Дели в 2008 году отметил: «Я твёрдо помню, я точно знаю, что в раннем детстве на меня оказал влияние замечательный советский детский писатель Аркадий Гайдар. Он учил быть мужественным, и быть храбрым, и драться за то, во что веришь, и быть патриотом»[71].

Высоко оценила и рекомендовала в своей книге «Не для взрослых. Время читать!» к чтению детям произведения Гайдара Мариэтта Чудакова, особенно выделив «Судьбу барабанщика», которую описала как лучшее детское произведение, правдиво передающее атмосферу, царившую в стране во времена сталинских репрессий.

Дмитрий Быков в своей лекции «СССР — страна, которую придумал Гайдар»[72], высоко оценив моральные качества его прозы и включив ряд произведений в обязательный список к прочтению детьми, особенно мальчиками, особо отметил чисто литературные её качества: «…стилистов, равных Гайдару, российская проза не знала, пожалуй, со времён Грина. В некотором смысле Гайдар и есть его прямой наследник». И отметил, что во многом именно его заслугой являются те высокие идеалы, «правильные слова, которые воспитывали удивительно правильных людей», которые отличали СССР при всех «отвратительных делах», которые порой делала советская власть.

Елена Сазанович о знаковом произведении Гайдара (в авторской рубрике «100 книг, которые потрясли мир» в журнале «Юность»): «…дайте ребёнку почитать „Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове“. Или почитайте сами. И вам захочется читать Гайдара ещё и ещё. Потому что эта сказка… откроет вам тайну жизни. И тайну смерти тоже. И ещё — главную тайну своей страны… Это — гениальная сказка о свободе. Свободный стих в гениальной прозе. Или свободная проза в гениальных стихах. Она разве что сравнима с „Маленьким принцем“ Сент-Экзюпери. Потому что эта проза-загадка. Попытка разгадать будущее. И его смысл. Вне времени и вне страны»[73].

Мария Литовская в статье о творчестве Аркадия Гайдара отмечает, что он однозначно положительно интерпретирует милитарную перенасыщенность советского мира («Быть военным в мире тотальной войны значит, в пределах гайдаровской концепции, находиться в гуще жизни»[74]:100) — подобный образ военизированного государства последовательно выстраивается во всех его книгах 1930-х годов. Мария Литовская приводит цитату Мариэтты Чудаковой, писавшей о «Тимуре и его команде»[74]:96:

Перед нами — незримая вертикаль, на которой зиждется монархическое устройство. Средний пласт власти не в состоянии самостоятельно следовать справедливости — правильно рассудит дело только тот, кто находится в соответствующем чине, причём военном. В повести нет и следов партийной власти… всё «верхнее» ассоциируется с военным, все государственное — с назревающей войной, с непреложностью участия в ней, защиты отечества… Это — военная империя в её расцвете. Провозвещается возможность идиллии в её рамках,… возможность обретения покоя[75].

Фильмография

Экранизации произведений

  • 1930 — Будьте такими (немой фильм, по мотивам повести «Р. В. С.»)
  • 1937 — Каро (по мотивам повести «Школа»)
  • 1937 — Дума про казака Голоту (по мотивам повести «Р. В. С.»)
  • 1940 — Тимур и его команда
  • 1942 — Клятва Тимура
  • 1953 — Чук и Гек
  • 1954 — Школа мужества
  • 1955 — Судьба барабанщика
  • 1955 — Дым в лесу
  • 1957 — На графских развалинах
  • 1958 — мультфильм «Сказка о Мальчише-Кибальчише»
  • 1959 — Военная тайна
  • 1960 — Пусть светит (режиссёр Евгений Карелов)
  • 1960 — Timur és csapata (венгерский телефильм по повести «Тимур и его команда», режиссёр Lajos Pauló)
  • 1964 — Голубая чашка
  • 1964 — Сказка о Мальчише-Кибальчише
  • 1964 — Дальние страны (режиссёр Мария Фёдорова)
  • 1965 — мультфильм «Горячий камень»
  • 1965 — Комендант снежной крепости
  • 1971 — Бумбараш
  • 1976 — Тимур и его команда
  • 1976 — Судьба барабанщика
  • 1976 — Будёновка (режиссёр Игорь Вознесенский)
  • 1977 — Р. В. С. (режиссёр Алексей Мороз)
  • 1980 — Школа (режиссёр Михаил Ильенко)
  • 1987 — Лето на память
  • 2003 — Тимур и его коммандос (режиссёр Игорь Масленников)
  • 2022 — Чук и Гек. Большое приключение (режиссёр Александр Котт)

Содержание доступно по лицензии (CC BY-SA 4.0)

Ссылки

Павел Бажов и Аркадий Голиков. Жизненные параллели https://zavtra.ru/blogs/pavel_bazhov_i_arkadij_golikov_zhiznennie_paralleli

Цитаты

5 сентября 1940 года «Пионерская правда» начала печатать повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда»

Книга породила тимуровское движение и сам тип тимуровца — ребёнка или подростка, всегда готового прийти на помощь.

Дети помогали семьям войны в годы Великой Отечественной войны, старикам, колхозам и совхозам, детсадам, занимались благоустройством населённых пунктов, ухаживали за могилами погибших воинов.

Писатель Борис Камов отметил, что Гайдар был единственным из советских авторов, кто создал произведение, породившее реальное общественное движение среди подростков.

/ВКонтакте. Цифровая история/ https://vk.com/wall-144904445_562774

Аркадий Гайдар: великий советский писатель

Аркадий Петрович Голиков (настоящая фамилия писателя) родился 22 января 1904 года. Свою первую повесть в 1925 году он принёс в редакцию журнала «Ковш». Редактор Константин Федин, по воспоминаниям Гайдара, сказал: «Писать вы не умеете, но писать вы можете и писать будете». Повесть вышла в печать, но тираж не раскупили. Тогда Аркадий Петрович решил писать для детей. В своей второй повести «Р.В.С.» он рассказывал о жизни ребёнка в годы Гражданской войны. Произведение опубликовали в журнале «Звезда».

Чтобы научиться писать, Гайдар много работал журналистом. В 1925 году он уехал в Пермь в редакцию местной газеты «Звезда»; в 1927-м работал в свердловском издании «Уральский рабочий», через год в Архангельске писал очерки для «Правды Севера» и «Волны».

В произведениях второй половины 1920-х и начала 1930-х годов Аркадий Гайдар осмыслял опыт Гражданской войны. Героями его повестей и рассказов были дети и подростки, воодушевлённые идеями революции и нередко рискующие жизнью ради молодого Советского государства. Во второй половине 1930-х произведения писателя стали мягче, в них появилась поэтика мирной жизни, но юные персонажи неизменно сохраняли готовность к героическим поступкам.

Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара — «P.B.C.» (1925), «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Четвёртый блиндаж», «Военная тайна» (1935), «Тимур и его команда» (1940), «Чук и Гек» (1939), «Судьба барабанщика» (1938), рассказы «Горячий камень» (1941), «Голубая чашка» (1936). Эти сочинения вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира.

Произведение «Тимур и его команда» положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольную помощь пионеров ветеранам и пожилым людям.

/ВКонтакте. Цифровая история/

Фильмы

  • Тимур и его команда, 1940
  • Комендант снежной крепости, 1941, киноповесть
  • Клятва Тимура, 1942
  • Тимур и его команда, 1976