Военное искусство

Материал из Dasplus

Военное искусство /[[]]/

Большая советская энциклопедия

Военное искусство — теория и практика подготовки и ведения военных действий на суше, море и в воздухе; важнейшая отрасль военной науки. Составными частями советского военного искусства являются военная стратегия, оперативное искусство и тактика. Между ними существуют тесная связь и взаимозависимость. Они дополняют друг друга и тем способствуют наиболее полному решению задач, стоящих перед военным искусством. Стратегия — высшая область военного искусства. Она тесно связана с политикой и находится в непосредственной зависимости от неё. Вместе с тем стратегия решающим образом влияет на развитие оперативного искусства и тактики. Тактика, являясь низшей ступенью военного искусства, занимается вопросами боя подразделений, частей и соединений. Оперативное искусство занимает промежуточное положение между стратегией и тактикой и охватывает вопросы подготовки и ведения операций. Оперативное искусство и тактика обеспечивают достижение поставленных стратегией целей и задач. Военное искусство может быть также разделено на виды в зависимости от видов вооружённых сил: военное искусство сухопутных войск, военное искусство ракетных войск, военное искусство войск ПВО страны, военное искусство военно-воздушных сил и военно-морское искусство. Кроме того, каждый вид военного искусства включает военное искусство родов войск, сил и специальных войск, входящих в тот или иной вид вооружённых сил. Причём родственное военное искусство некоторых родов войск и специальных войск, входящих в несколько видов вооружённых сил, может быть объединено общим понятием, например военно-инженерное искусство. Такое деление военного искусства на части, виды и отрасли весьма условно и может применяться лишь в конкретных случаях.

В буржуазной военной теории к военному искусству относятся стратегия и тактика. Термин «оперативное искусство» не употребляется. Однако в ней нередко применяются понятия «большая тактика» или «малая стратегия», которые по существу означают то же самое, что и «оперативное искусство», так как рассматривают подготовку и ведение операций.

Военное искусство развивается в зависимости от уровня производства, экономики, характера соответствующего им общественного строя. Военное искусство зависит также от особенностей исторического развития страны, национальных особенностей и традиций, географических условий и других факторов.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Военное искусство есть уменье изобретать и применять самые целесообразные средства и приёмы для скорейшего достижения общей и окончательной цели войны. Задачи, связанные с войною, так многосторонни, средства, в разные эпохи употребляемые для их решения, столь различны, обстоятельства воюющих сторон, обстановка театров войны и прочее так разнообразны, что ведение каждой войны представляет для полководца новые особенности. Тем не менее, наряду с этим разнообразием существуют известные, неизменные законы и правила ведения войны для всех времён и всех народов. Представить эти законы и правила в систематическом порядке — есть дело военной науки. История же военного искусства изображает ход их постепенного развития как в военное, так и в мирное время, т. е. говорит о военных учреждениях, вооружении, тактике, искусстве маневрировать и т. п., существовавших у всех народов и во все исторические эпохи, равно как и о том влиянии, какое войны и вынесенные из них опыты, а также научные и технические изобретения и т. п. имели на изменения военного искусства. Поэтому военное искусство есть нечто совсем отличное от военной истории.

Ссылки

Цитаты

  • Военное искусство есть борьба за жизнь. Пренебрегающие этим искусством гибнут. /Меньшиков М.О. Выше свободы/
  • Всё военное искусство заключается в умении сосредоточить в нужный момент и в нужном месте больше сил, чем есть в этот момент в этом месте у противника. /Наполеон Бонапарт/
  • Искусство концентрировать все силы в одной точке, идти на прорыв, подтянуть тылы и защитить фланги, а затем молниеносно, прежде чем враг опомнится, проникнуть глубоко в его тыл. /Роммель Э./
  • Победить врага без кровопролития — вот вершина воинского искусства! //
  • Много разных стратегий есть. Например, тактика отступления с мелкими боями для изматывания сил противника )) Не обязательно в одном месте сосредотачивать силы. В каждом отдельном случае своя стратегия применима. /Наталья Владимирова/
  • Эпаминонд первым открыл Великий тактический принцип, который вплоть до наших дней определяет исход почти всех решающих сражений: неравномерное распределение войск по фронту в целях сосредоточения сил для главного удара на решающем участке. /Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 14, с. 355/

1

История военного искусства (Строков А.)

Строков А.А. «История военного искусства» в пяти томах

Освещается полководческое искусство многих выдающихся военачальников и военных теоретиков от времён Древнего Египта до начала XX века. Книги содержат множество рисунков, схем и карт.

Три тома освещают историю военного искусства (а не историю войн) на примерах конкретных военно-исторических событий и фактов с соблюдением их хронологической последовательности и охватывают период от древнейших времён до конца Первой мировой войны. Многие важные явления в военном искусстве связаны с деятельностью выдающихся полководцев.

Строков А. А. История военного искусства. I том. 1955.pdf
Строков А. А. История военного искусства. II том. 1965.pdf
Строков А. А. История военного искусства. III том. 1967.pdf
Строков А. А. История военного искуссства. Том IV ..pdf
Строков А. А. История военного искуссства. Том V.pdf

/ВКонтакте. Цифровая история/ https://vk.com/wall-144904445_439815